Портрет жительницы Махачкалы

Декораторы Жизни | Портрет жительницы Махачкалы Люди культуры

Красота и достоинство дагестанских женщин не дают покоя миллионам мужчин. Образ дагестанок так же разнообразен, как и национальный колорит Страны гор: более 30 кровей, женщины, впитавшие в себя культуру Востока и Запада. SmartNews составил портрет яркой и противоречивой жительницы Махачкалы.

Как известно, в Дагестане проживают представители более 30 народностей, 14 из которых являются коренными. Потому будет неправильно характеризовать всех дагестанок по единому стандарту. В Дагестане, как и на всем Северном Кавказе, образ сельской женщины отличается от образа городской. Причем различия есть не только во внешности, но и в характере, на формирование которого очень повлияли уклад жизни, культура и религия.

Нравы горянок (аварок, даргинок, лачек) более свободные, чем женщин, проживающих на равнине (кумычек, ногаек, азербайджанок). Раньше женщина в горах экономически была независима от мужа, потому что в поле она работала так же, как и муж, она могла на спине дрова принести и сено заготавливать. А у равнинных таких традиций не было. Все дела равнинной женщины оказывались в пределах двора, усадьбы. Она за сеном не ходила, сено не заготавливала, дрова не рубила, крышу не накрывала — это все были мужские дела. На равнине пользовались арбой, а в горах арба не везде могла проехать, потому в основном пользовались ишаками либо женщина тащила все на своей спине. Равнинная женщина в основном занималась домом, воспитанием детей.

  • Барият Алимова, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН
Декораторы Жизни | Портрет жительницы Махачкалы
Лезгинка. Фото: Ева Мансурадзе

Внешность дагестанок разнообразна: здесь можно встретить и высоких смуглянок с черными глазами, и невысоких рыжих голубоглазых девушек. Но все они — дагестанки. Считается, что цвет лица настоящих горцев — светлый. Потому среди аварок, даргинок, лачек много светлолицых женщин. А равнинные ногайки, к примеру, смуглые, с выраженным монголоидным типом лица.

В последнее время определить по типу лица национальность женщины становится все сложнее, потому что идет смешивание кровей. Но черты лица у кумычек, к примеру, более монголоидные: широкие скулы, маленькая нижняя треть лица, широкий и круглый череп. Касательно аварок, то они обладают более выраженными по объему верхней и нижней третью лица, часто крупный нос. Да и в телосложении есть различия.

  • Осман Давудов, пластический хирург

Стиль одежды дагестанок также становится со временем все разнообразнее, теряя национальную идентичность. Определить национальность горожанки по одежде невозможно. Но в городах стиль одежды можно условно разделить на мусульманский и европейский. Традиционную одежду дагестанки в городах не носят, зато надевают ее в родных селениях, причем в каждом селе своя традиционная одежда.

Вместе с этим сегодня в Махачкале можно найти одежду даже лимитированных брендов. В 15 главных мультибрендовых бутиках столицы Дагестана можно найти без преувеличения все, в чем прямо сейчас гордо ходят по улицам Лондона иконы стиля. Культовые куртки Balmain, сумки Fendi или платья Valentino из последней коллекции, соболиные шубы, сумки Birkin, часы Cartier.

Первый в России бутик Michael Cinco, дубайского дизайнера, автора свадебных платьев (стоимость одного платья равна примерно 1 млн рублей), открылся именно в Махачкале.

Махачкалинки старшего возраста отдают предпочтение более темным тонам. Возможно, это связано с тем, что наши женщины склонны к полноте, и считается, что темный цвет скрывает лишние очертания. Белое, розовое, желтое — яркое, как в Париже и в Москве, — у нас редко можно встретить. В одежду этих цветов одевается в основном молодежь. Они часто носят джинсы, брюки. Сейчас у нас в городе много магазинов молодежной одежды. Большинство женщин старше 40 лет одеваются скромно. В Дагестане всегда девушки традиционно покрывали голову, вне зависимости от национальностей носили чохто и платок.

Головной убор дагестанки говорил многое о его владелице. Так, например, по платку можно было определить, из какого селения девушка, замужем ли она. К сожалению, эти элементы культуры сохранились не во всех районах Дагестана.

До сих пор в селении Кубачи женщины носят традиционные белые платки с золотой вышивкой. Там каждая девочка умеет вышивать золотыми нитями. Там даже по платку можно сказать о возрасте женщины, о ее социальном положении, замужем ли она. Каждый такой платок имеет свой индивидуальный рисунок. Невзирая на то, откуда приезжает девушка-кубачинка — из Москвы, из Европы или откуда-то еще, — она доезжает до Кубачей и обязательно надевает свой традиционный наряд. Это очень красиво.

  • Вера Агошкина, модельер

Амина Даги, уроженка Дагестана, стала в 2012 году мисс Австрия//Amina Dagi, MQ Vienna Fashion Week
Видео: Entertainment Quarter (youtube.com)

Ювелирные украшения горянок, как и платок, до сих пор могут многое рассказать об их владелице.

Издревле у некоторых дагестанских народностей женские украшения делились на возрастные категории: для девочек, девушек, замужних женщин, для старых женщин. Девочки, например, носили тоненькие витые браслеты. Незамужние девушки носили крученые браслеты с небольшим количеством камней (бирюза, альмандин). Замужняя женщина носила большой браслет с большим количеством камней. По украшениям можно было узнать социальный статус женщины. Богатые не отказывали себе в дорогих камнях, а у женщины из среднего слоя вместо натуральных камней могло быть простое стекло или паста. Совсем бедные украшали себя только медными или бронзовыми изделиями.

  • Вагидат Шамадаева, заслуженный деятель искусств Дагестана, коллекционер женских украшений

С XIX века в ювелирную моду дагестанок входит сначала позолота, а потом и золото. В те времена надевать позолоченные и тем более золотые украшения могли себе позволить только женщины из состоятельных семей. Золото и драгоценные камни обычно привозили с Востока. В современном Дагестане золото по-прежнему остается одним из любимых металлов дагестанок. Но с недавних пор появился еще и интерес к дорогой эксклюзивной бижутерии.

В каждой семье, у каждой женщины есть и золото, и бижутерия. Бижутерия хорошая, качественная. Женщины выбирают европейские — испанские, итальянские — фирмы, ручную работу. Это не просто украшения, это символ, который каждая женщина подбирает под себя. Но бриллианты должны быть обязательно, так же как и серебро. В Дагестане нет семьи, где нет серебряных украшений. Потому что, можно сказать, Дагестан и серебро неразделимы. К тому же сейчас бриллиантами никого не удивишь, поэтому эксклюзивное серебро всегда было в моде и всегда ценилось. Если девушки собираются на какую-то вечеринку, где собирается молодежь, они могут позволить себе украшения попроще, бижутерию. Но девушки понимают, что в обществе, где будут присутствовать старшие женщины, лучше надеть золотые или серебряные украшения. Состоятельный же мужчина обязательно наденет на свою жену бриллианты, чтобы показать свой достаток.

  • Гуварша Батырова, стилист
Декораторы Жизни | Портрет жительницы Махачкалы
Представительницы аварцев и кумыков. Фото: Ева Мансурадзе

Многие современные дагестанские женщины независимы. Они открывают свой бизнес, который затем успешно ведут. А женщина за рулем в Дагестане уже вполне обычное явление.

Случается, что экономическая независимость современной дагестанки становится причиной развода с мужем. К сожалению, в современном обществе разводы не редкость. Но такое случалось и в прежние времена.

Из-за того что женщина в горах была экономически независимой, там чаще были разводы. Но разводились не везде в горах. Например, в конце XIX — начале XX века, если у ругуджинки умер муж, они повторно замуж не выходили. Но у тляратинцев, цумадинцев, годоберинцев, ботлихцев можно было по нескольку раз замуж выходить. После войн незамужних женщин в селах было много, потому горцы старались незамужних выдать замуж. Я помню, во время экспедиции в Цумадинский район женщина рассказала нам такой случай. Ее мама была русская, а отец — аварец. Она рассказывала, как в годы советской власти собирали всех незамужних женщин в одну большую комнату и собирались все мужчины, готовые взять себе жену. Среди них были и женатые. Мужчины бросали в окно свои папахи. Женщины знали, какая папаха кому принадлежит. У нашей собеседницы умер отец и мама как-то тоже сидела в этой комнате вместе с другими незамужними женщинами. И ее мама выбрала папаху первого секретаря райкома партии, а он был женат. Жена знала, кто выбрал папаху ее мужа, но на следующий день мама нашей собеседницы не пошла в дом к секретарю. Его жена послала человека, чтобы узнать, почему она, как вторая жена, не идет в дом. На что ее мама ответила: «Пусть живет спокойно. Я выбрала его, чтобы другая не выбрала. Другая пойдет и сядет, а я — нет». На равнине с разводами было сложнее. В современном дагестанском обществе супруги, которые долгое время живут вместе, но до сих пор не завели детей, разводятся. Раньше даже бездетные пары старались не разводиться.

  • Барият Алимова, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН
Источник
Декораторы Жизни