Сегодняшний костюм может быть произведением искусства, и есть целое направление художников-модельеров, которые это искусство внедряют. Одна из таких художников-дизайнеров — Вера Агошкина.
Вера Агошкина — один из первых дагестанских дизайнеров, член Союза художников РФ, член Союза Дизайнеров РФ, член Союза театральных деятелей РФ, Заслуженный художник Дагестана, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета.
Дизайн одежды стал её любимым делом. Она поступила на художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического университета и окончила его в 1985 году. С этого времени и начала создавать свои модели и вырабатывала индивидуальный почерк, тяготевший к этностилю, очень востребованный во всем мире.
Многие именитые художники-дизайнеры черпают идеи в традициях африканских, индийских и других народов. Дагестан с его богатым этническим составом стал бы кладезем для всех дизайнеров мира. Вера Агошкина поняла это давно, творит в такой стилистике много лет и достигла определённых высот. Мастерство её стало известно в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Париже, на Кипре. Её коллекции покоряли таких взыскательных профессионалов, как В. Зайцев и М. Эсмонт. Многие знатоки и любители дизайнерского творчества с восхищением отзывались о её творениях. И надо сказать, что это достойная оценка моделей Веры Агошкиной. Обладая прекрасным чувством стиля, она сумела объединить вековые традиции национального костюма народов Дагестана и современность. Каждый элемент узора, крой, линии, цвет, говоря попросту, фасон, подобраны так, чтобы в одежде воплощались судьба и история народа.
Сегодня, став хорошим специалистом в своей области, она неустанно повторяет, что достигла всего благодаря преподавателю-искусствоведу Райханат Микаиловой:
Это была удивительная женщина, настоящий знаток своего дела. Она научила меня главному — делать все без фальши, не пренебрегать мелочами и любить своё дело всей душой. Нелегко, конечно, было учиться у столь требовательного человека, но сегодня я понимаю, как важны её уроки. Она действительно многое дала своим ученикам. Я горжусь, что училась у такого мастера, — говорит Вера Агошкина.
Усвоив уроки Райханат Микаиловой, она и сегодня, будучи преподавателем на родном факультете, стремится также научить студентов делать всё без фальши.
Этнические мотивы в создании костюмов для них стали неотъемлемой частью работы. Глядя на коллекции её учениц, понимаешь, что удалось главное — научить своих подопечных видеть в родной культуре источник вдохновения. Она говорит:
Иногда приходит студентка и изъявляет желание сделать, например, индийский костюм. На это я всегда говорю, что не надо смотреть за моря, чтобы создавать уникальное, достаточно с интересом и любовью оглянуться по сторонам, и вам откроется такое богатство идей, которому многие дизайнеры мира могут только завидовать.
Благодаря этому дельному совету её ученицы начали постигать тайны создания национальной одежды своих предков, выезжать в родные сёла и собирать материал для дипломных и зачётных работ, важной частью которых является воплощение собранных знаний в костюм. Наша современная одежда с применением традиционных дагестанских орнаментов, кроя и других элементов может приобрести совершенно новое, очень элегантное и стильное звучание.
Однако, несмотря на талант, выпускницы Веры Агошкиной за стенами вуза в пределах республики не могут развивать свое творчество. В Дагестане сегодня нет модной индустрии, соответствующих промышленных предприятий, вседагестанского подиума, профессионально обученных моделей, оборудования, но самое главное — финансирования. Поэтому талантливые студенты либо остаются в республике и открывают обычное пошивочное ателье, либо уезжают в другие города России и даже за рубеж, где появляется больше перспектив. Вера Агошкина переживает по поводу такого положения дел, но в то же время очень гордится, что её ученицы сумели достичь профессиональных высот в Москве, в Волгограде, в Германии и так далее.
Традиционные костюмы в республике практически не продаются. Нет ни одного специализированного магазина. Например, в Грузии, Армении, Казахстане, Татарстане и других регионах, каждый при желании может пойти и купить себе национальный костюм в магазине. У нас же его можно только заказать, причём не факт, что его сделают качественно. А ведь настоящий дагестанский костюм любого нашего народа так красив, в нём столько осмысленности, элегантности, стати, столько социальной информации, что можно только восхищаться. Нет и должной популяризации национального костюма. Рамазан Абдулатипов стремился ввести его в массы. Но, на мой взгляд, надо прежде всего, чтобы люди полюбили свою культуру, изучали и знали истоки, не относились к национальному костюму как к чему-то архаичному, а видели бы его уникальность и гордились им. Тогда и будут носить его с удовольствием, хотя бы на праздники, — делится своими мыслями Вера Агошкина.
Важная тема, которой мы коснулись, — это возрастающее явление — дагестанка в хиджабе.
Я в стремлении покрывать голову не вижу ничего плохого. Это всегда было в культуре дагестанских народов, но не считаю, что хиджаб — это равноценная замена нашим традиционным способам прятать волосы. У нас есть свои манеры, свои головные уборы, причём очень красивые. Но, к сожалению, на деле нет массовой продажи ни чохто, ни каких-либо других головных уборов, говорит Вера Агошкина.
Одним из последних, выставочных проектов, где были широко представлены работы художника-модельера стала выставка «Остров женщин», которая проходила в Культурно-выставочном центре Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи в 2019 году. На выставке были представлены работы, созданные в 2003 году, под впечатлением от одноименной поэмы — странствия Расула Гамзатова и посвященной великому дагестанскому поэту в год его юбилея. В 2004 году эта коллекция была передана в фонды Национального музея Дагестана.
Вера Агошкина давно и успешно сотрудничает с дагестанскими театрами. Она создает костюмы к спектаклям Русского драматического театра им. М. Горького, Аварского музыкально – драматического театра им. Г. Цадасы, Лакского музыкально-драматического театра им. Э. Капиева, Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова, а также сотрудничала с Государственным академическим заслуженным ансамблем танца Дагестана «Лезгинка».
Работы В. Агошкиной не раз экспонировались на разных выставках и открыли её широкой публике не только как законодательницу моды, но и как театрального художника.
Авторские коллекции на выставках и показах мод органично дополняют и дипломные работы учеников Веры Михайловны — выпускников кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета, которые заслужили самых высоких оценок и отзывов.