Али-Гаджи Сайгидов. Скульптурная поэтичность

Искусство

Имя заслуженного художника РФ Али-Гаджи Сайгидова достаточно известно в нашей республике, один из самых значительных и оригинальных мастеров своего времени. Он, как и его современники — скульпторы, преклоняется перед античностью и является живым носителем в эпоху, которая по-разному способствовала расцвету этого вида искусства.

Али-Гаджи Сайгидов — один из тех талантливых мастеров, который успешно работал как в классической скульптуре, так и в абстракции. Ему одинаково удачно удавались проявить свой талант как в монументальных, так и в малых скульптурных формах.

Мемориальные композиции и камерная пластика его работ существенно изменяют, дополняют и углубляют наши представления о дагестанской пластике. Искусство Али-Гаджи — это во многом искусство первооткрывателя, но оно тесно связано с культурой предшествующих эпох. Он один из первых вписал «буквы» в книгу «Современная пластика Дагестана».

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_1

Трудность, как замечал скульптор, не в выполнении того или другого монумента, а в умении учиться мыслить. Вообще в искусстве много общих тем — темы материнства, любви, ожидания, рождения, встречи и другие. Но ведь творческие позиции мастеров совершенно различны. Тот ракурс, который избирал Али-Гаджи для своих героев, мог бы найти родственные условия и в живописном монументальном языке. В данном случае художника интересовали лишь те свойства, где кроется возможность чисто духовного их освоения человеком. Скульптура — это не просто форма, а ощущение, которое получаешь от формы.

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_6

Бытует такое изречение, что искусство заключено в пластике. Скульптор должен быть архитектором, чтобы правильно построить своё произведение, живописцем, чтобы распределить свет и тени, он должен быть ювелиром, чтобы отчеканить детали. Таким требованиям, пожалуй, соответствуют некоторые произведения Али-Гаджи. Это мемориальный комплекс «Памяти павшим салтинцам» в с. Салта, «Дагестанская мадонна» и «Аллея трёх имамов» (с. Гимры).

Лишь памятник «Мать и дитя» пока не нашёл своего «места» в городской среде. Кроме того, эта скульптурная композиция вызвала несправедливую бурю негодования среди так называемых «ценителей и экспертов искусства». Скульптор был убежден, что он не только владел азами и тайнами высокого профессионализма, но и приобщал его к современной популярной скульптуре, лишая при этом его «провинциальной» робости. Кстати, в памятнике «Мать и дитя» он преследовал эти цели. Любопытен сам факт, что многие работы Али-Гаджи трактованы в духе космополитической традиции.

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_4

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_5

Говоря о монументальной пластике, Али-Гаджи более последовательно идет в своем творчестве от конкретного факта, возможно, лично пережитых обстоятельств к обобщению, наверное, к выражению общих закономерностей жизни.

Не только мемориальном комплексе в с. Салта, но и создание памятника Омарла Батыраю и оформление интерьера Даргинского драматического театра в городе Избербаше, создание серии горельефов корифеям русской и дагестанской литературы для фасада Национальной библиотеки Дагестана в городе Махачкала и другие произведения напоминают нам, что в его творчестве понимание специфики пластического языка того или иного жанра становится более гибким. И именно у Али-Гаджи решения, найденные в станковой пластике, даже в малых ее формах, оказывают влияние на монументальные проекты. Скульптор был в постоянном поиске новых путей участия скульптуры в синтезе искусств, а также включения ее в современную архитектуру.

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_3

Али-Гаджи избегал признанных тематических и интерпретационных образцов, общих для официального искусства, чему свидетельствует скульптурная композиция, посвященная «Русской интеллигенции», где за основу взят образ русской женщины — учительницы. Памятник установлен на набережной озера Ак-Гель в городе Махачкале.

В данной ситуации свою идею Али-Гаджи разрабатывал широко. Он создал не стилизованный, созерцательный образ, а вполне конкретный пластический объем высотой более четырех метров, полный статики. Именно статическое состояние, схваченное в своей конкретной характерности, становится необходимым условием, помогающим открыть образ «Женщины-учителя».

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_2

Ещё одно монументальное произведение скульптора Али-Гаджи Магомедовича — памятник народному поэту Дагестана Йырчи Казаку, установленный в Махачкале на пересечении улиц Ирчи Казака и Магомеда Ярагского, а также памятник Герою Советского Союза подводнику Магомеду Гаджиеву установленный на улице Магомеда Гаджиева установлен. Это разные искания, как различны и их результаты. Но эти искания объединяет нечто большее и общее — забота скульптора о пластическом стиле, не только способном выразить обобщенное суждение о человеке и красоте человеческой, но и выразить это в форме, обладающей собственной пластической поэтичностью.

Произведения автора находятся в дирекции художественных выставок Министерства культуры России, художественном фонде России, музее изобразительных искусств им. Патимат Гамзатовой и в частных собраниях.

Али-Гаджи является единственным скульптором в Дагестане, удостоенным дважды Государственной премии Республики Дагестан в области искусства, архитектуры и дизайна за 2001 и 2013 годы. К 70 летию Али-Гаджи Магомедович стал лауреатом высшей награды республики — ордена «За заслуги перед Дагестаном».

Али-Гаджи Сайгидов ушёл из жизни в 2020 году, в полном расцвете творческих сил, работая над видными проектами по установлению памятника Матери Дагестана и строительства будущего Дома-музея в родном селе Салта с парком своих скульптур на прилегающей территории.

Декораторы Жизни
Добавить комментарий