Резюме Закарьи Закарьяева – современного дагестанского художника, дизайнера может впечатлить любого: персональные выставки, отличающиеся неординарностью и самобытностью, а также участие в коллективных выставках как по России, так и за ее пределами. Закарьяев – художник удивляющий, заставляющий смотреть, думать. Его работы вселяют в зрителя оптимизм – искусство вечно.
— Закарья, расскажите, как вы начали рисовать.
— Интерес к рисованию у меня еще с детства. Проводил за этим делом много времени, брал карандаши, альбом и рисовал сказку, ровно так же, как и современные дети рисуют комиксы. В то время актуальнее были произведения отечественных авторов. Больше всего меня привлекает рисование животных как в детстве, так и на сегодняшний день. И именно животному миру была посвящена моя первая персональная выставка.
— Когда работаете над очередным произведением, задумываетесь ли вы вопросом — понравится ли эта работа зрителю?
— Я никогда не стремлюсь удовлетворить чей-то вкус, сделать красиво или модно. Для меня важно получить удовлетворение от процесса работы, когда в голове появляется интересная идея и ты пытаешься ее реализовать как можно быстрее. Я стремлюсь к неординарности, а она всегда привлекательна для людей. Ну, если говорить о продажах, то могу откровенно признаться, что некоторые работы делаю и на заказ, но они в любой момент могут предоставить мне эту работу для выставки.
— Откуда черпать вдохновение для новых идей и выставок?
— Выставка — срез работ, сделанных за какой-то промежуток времени. Обычно я не включаю в выставки свои старые работы. Посмотрев на них со временем, вижу множество недостатков, поэтому оставляю старые работы в покое и черпаю отовсюду новые идеи для очередной выставки.
— Последние ваши выставки все больше и больше наполняются скульптурами, которые очень полюбились зрителю. Когда вы начали заниматься скульптурой?
— Мне всегда нравилась скульптура, но серьезно занялся ею только ко второй выставке в 2010 году, название которой было «Птичий рынок». Некоторые вещи иногда хочется изобразить не только на бумаге, но и оживить, поработать с деревом, металлом, чем я и занялся. Это для меня было открытие, я получал кайф от этой работы. Из-за любви к скульптурам у меня пострадала живопись, создание арт-объектов отнимало много времени. Холст, карандаш, бумага – это всего лишь материал, главное – передать мысли, собрать их в одно целое и перевоплощенное в скульптуру.
— На четвертой персональной выставке «Блошиный рынок» был представлен деревянный «Байк», который так полюбился гостям выставки. Но это неудивительно, ведь вы байкер со стажем, эта тема вам так близка…
— Эта работа и для меня самая значимая. Она является скульптурной копией моего реального мотоцикла. Но она недоработана и по сей день, мне постоянно хочется ее доработать. Что касается моего байкерского увлечения, стаж не так велик – 5 лет. У моего отца, как я помню из детства, всегда был мотоцикл, то есть любовь к этой машине у меня появилась еще тогда. Первый свой байк приобрел только в 2011 году.
— Совсем недавно прошла ваша пятая персональная выставка под символичным названием «Антропология денег». Она вызвала бурный интерес как у современной молодежи – вплоть до эмо и хипстеров, так и у интеллигенции. Расскажите о самой идее создания выставки. Содержит ли она особую мораль, которую вы хотели донести до зрителя?
— Да, на самом деле на открытии выставки был аншлаг, чего я и ожидал. Начиная работу над очередным проектом, я никогда не задумываюсь, понравится он зрителю или нет, в моих работах отражение меня самого, моего внутреннего мира, фантазий. Людей всегда привлекает что-либо необычное, нестандартное, то, над чем можно подумать, а главное – чего не видел до этого нигде. Я пытаюсь подчеркнуть эти черты в своих работах, внести индивидуальный для каждого характер и смысловую нагрузку. Каждая выставка – это огромный проделанный мною труд, больше моральный, чем физический.
[su_pullquote align=»right»]МЕНЯ ВСЕГДА ПРИВЛЕКАЛА ЭНЕРГИЯ ДЕНЕГ, КОТОРЫЕ ПОЗДНЕЕ РЕШИЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ И КАК МАТЕРИАЛ, КАК РЕСУРС.[/su_pullquote]
Идея создания скульптур из старинных монет появилась так же внезапно, как и все мои остальные проекты. Интерес к монетам у меня давний и стойкий. Нумизматикой я начал увлекаться еще в школе, а началось все со странной, как мне показалось, монеты, которую до этого дня не встречал нигде. Позднее от отца я узнал, что это польский рубль, тем не менее, на одной этой монете дело, разумеется, не завершилось, и я решил собрать свою коллекцию. Так, в настоящее время коллекция насчитывает около 3 тысяч монет. Многие интересуются этим моим увлечением. Меня всегда привлекала энергия денег, которые позднее решил использовать и как материал, как ресурс.
Первая работа, сделанная из монет, была знаменитая «Золотая рыбка», потом появились кошельки, сумочки, зверушки и птички. К выставке у меня собралось около 50 работ. Что качается смысловой нагрузки, изюминка выставки в том, что каждая работа преследовалась определенной моралью, которую мог заметить каждый. Работы представляли собой некое собрание крылатых выражений, под которые я подобрал соответствующие скульптуры.
— Расскажите об эмоциях от вашей первой персональной выставки и какая выставка была стартовой для вас?
— Первая выставка так и останется незабываемой для меня, испытал некий шок и стыдливость. Одно дело, когда участвуешь в коллективной выставке, где представлены только пара твоих работ, совсем другое, когда выставка персональная. Любая картина – это маленькая история обо мне, в которой ты раскрываешь какую-то часть себя. На собственной выставке я чувствовал себя оголенным, даже сказал бы, что эта выставка стала для меня своеобразным стриптизом (смеется), где я открылся всем.
[su_pullquote align=»right»]ЛЮБАЯ КАРТИНА – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЯ ОБО МНЕ, В КОТОРОЙ ТЫ РАСКРЫВАЕШЬ КАКУЮ-ТО ЧАСТЬ СЕБЯ. НА СОБСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ Я ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ОГОЛЕННЫМ[/su_pullquote]
Впервые я выставился в 30 лет, с одной стороны, поздновато, но с другой, считаю, что человек должен выставляться, когда уже созрел для этого, именно с этого момента получаете уверенность в себе. Представил впервые свои работы на выставке, организованной Союзом художников Дагестана в 2005 году. После этого выставлял работы на весенней выставке и даже не предполагал, с какой силой меня в это затянет и станет любимым делом. Не могу уже представить себя без выставок, они плотно вошли в график. Это не только показ себя, но и проверка мнения сторонних людей, конструктивная критика от профессионалов и просто любителей. Хочется работать не только ради заработка, но и привносить что-то новое в искусство, быть актуальным художником, отображать все актуальное. Я стараюсь идти в ногу со временем или даже быть впереди.
В 2008 году в селе Хайхи Лакского района участвовал в одной крупной выставке, где были представлены работы около 100 художников со всего Северного Кавказа. Там меня заметила известная журналистка и творческий критик Светлана Анохина. Я немало слышал о ее резкой критике, и не покидало чувство взволнованности. Но мне была важна ее оценка, это не только слова, у Анохиной есть опыт, критикует объективно и по сути. Мои работы также оценила организатор этой выставки – директор галереи современного искусства «Первая галерея» Джамиля Дагирова, которая в том же году предложила представить свои работы на другой выставке – «Новая сцена 2». На участие в ней она приглашала исключительно неизвестных художников с актуальными темами в работах. Там же, в Первой галерее, в 2009 году представил свою первую персональную выставку, где была живопись.
— Есть ли у вас любимый художник, стиль которого стараетесь перенимать?
— Есть множество художников, работы которых воодушевляют меня и любоваться которыми одно удовольствие. Они вдохновляют меня своей любовью к живописи, своей натурой, но я никогда не пытаюсь соответствовать стилю даже самых известных художников, я ценю в работах индивидуальность. Мои работы, как я уже говорил, олицетворение моего мира как внутреннего, так и повседневного с элементами фантазий.
Я не стремлюсь к красоте, я стремлюсь найти гармонию и правду. То, что видит художник, – это преходящее, и в это преходящее он вносит порядок. В борьбе за гармонию может возникнуть красота. Важен поиск истины, а не стремление сделать красиво.
Текст: Муайзат Абдулаева
Фото: Закарья Закарьяев