Марш-бросок по Дагестанским достопримечательностям

Последние пару лет Республика Дагестан стала популярным туристическим направлением, а с учетом текущей эпидемиологической ситуации только ленивый не был в этих краях.

Идея пришла довольно быстро, учитывая, что мы, супруги Максим и Евгения Деркач, живем в Астрахани, в 500-ах километрах от Дагестана и все еще не посетили эту республику. Решено было ехать на личном автомобиле. Ведь путешествие на автомобиле – особый вид удовольствия и полная свобода, в которой не регламентированы время и место пребывания.

Ранним субботним утром мы выехали из Астрахани, выстроив маршрут по новой трассе федерального значения (P-215).

День 1. Бархан Сарыкум

Первая локация, до которой мы доехали – бархан «Сарыкум». Это крупнейший песчаный бархан в Европе. Дюна находится на охраняемой территории, в составе Дагестанского заповедника, который был создан в 1987 году. Кстати, в этом месте проходили съемки фильма «Белое солнце пустыни».

К бархану мы подъехали к 16:00. Солнце уже не пекло беспощадно, поэтому можно было насладиться теплым песком. Мы знали, что не стоит обувать кроссовки, которые быстро наполнятся песком; мы были в сандалиях.

Часа 2 мы наслаждались барханом и далее двинули в Махачкалу на ночлег. Мы заселились в отеле. Изначально мы хотели поужинать в ресторане-музее «На Лермонтова», но в связи с тем, что в этот вечер у них проходил банкет, мест не оказалось. Не долго думая, я открыл топ ресторанов Махачкалы и выбор другой ресторан. Кстати, во многих заведениях нет алкоголя. В ресторан и обратно мы поехали на такси и тут цены приятно удивили. Стоимость поездки была в районе 100 рублей, несмотря на то, что это был субботний вечер. О лихачестве местных водителей можно много писать, но ограничусь тем, что про поворотник там мало кто знает, сигналят по делу, но в основном просто так, от нетерпения, подрезают и т.д.

День 2. Сулакский каньон

Весь день мы посвятили Сулакскому каньону.

Доезжая до поселка Дубки, где открывается отличный вид сверху, по дороге, мы заметили широко распространенные во многих местах республики качели, расположенные близко к обрыву. Ярко бирюзово-голубая вода реки Сулак стелется по всему каньону завершая свой путь в Чиркейском водохранилище, берега которого мы не успели посетить. Еще над каньоном были замечены три вольно парящих орла.

Во время обхода площадок, мы познакомить с ребятами из Нижнего Новгорода и договорились сплавиться по каньону вместе. Связавшись с Магомедом мы поехали обратно, проезжая мимо качелей, мы решили еще раз остановиться, поскольку разговорами о них заинтересовали ребят. К нашему удивлению, около качелей находилась группа людей, которые собирали по 100 рублей за этот аттракцион, хотя час назад здесь никого не было. Видимо местные бизнесмены к тому времени еще не проснулись. Ну как говорится, «кто рано встает, тому и тапки».

Покатавшись и сделав пару фотографий мы отправились дальше. Пересели в УАЗ Патриот местного водителя, который продолжил нашу экскурсию. Около 40 мин мы спускались к каньону по узкой грунтовой серпантинной дороге, на которой двум автомобилям очень сложно разъехаться. Спустившись вниз, мы подождали свой катер и погнали рассекать волны. По каньону мы катались минут 35-40 мин, притормаживали у самых красивых мест, делали фото, видео. Вид, конечно, неописуемый. На склонах встречаются небольшие водопады с красивой зеленой растительностью.

После такой водной прогулки нам предложили чай со сладостями и далее обратным путем мы поехали наверх. Наши новые знакомые остались на ужин в замечательном месте для отдыха «Главрыба», где расположено много кафе и прочих развлекательных услуг. К сожалению, наш график был расписан поминутно и мы не смогли остаться с ними. Простившись с ребятами нас отвезли обратно к нашим автомобилям и мы продолжили свой путь.

Сопровождаемые проливным дождем, мы направлялись в село Хебда, где сняли гостевой дом. На удивление к селу было проложено хорошее асфальтированное шоссе. Встретил нас, сын хозяина дома, скромный мальчишка – Саид.

День 3. Старый Гоор, водопад Тобот, Карадахская теснина, аул-призрак Гамсутль

Проснувшись в 8:00 утра в окружении гор, мы позавтракали и погнали дальше. Первая локация этого дня – Старый Гоор.

Добравшись до «нового» Гоора и проехав по узким улочкам мы добрались до подножия холма Старого Гоора. К самим башням мы поднялись пешком, дорога вверх заняла минут 10-15. Сверху открывался шикарный вид с плато и на очередной каньон. Утром там никого не было, стояла идеальная тишина. Мы сделали несколько фото на отступах горы («языках троллей»). Очень красиво. Стоило бы приобрести дрон только ради этого места.

По свидетельствам некоторых информаторов в старину в Гооре насчитывалось семь башен, к ним примыкали жилые двухэтажные дома. Массивные и высокие стены этих домов связывали башни в единый оборонительный комплекс. Архитектура башен и остатков жилых домов старинного Гоора величественна и сурова. Башни строились с соблюдением зеркальной симметрии и пропорциональности всех частей постройки, в удивительной гармонии с окружающим ландшафтом.

По плану дальше был водопад Тобот. Достаточно часто в литературе и других источниках водопад носит другое название — Хунзахский. Обогнув хребет от предыдущего места мы подъехали к водопаду вплотную. Вид на водопад только сверху. Спускается водопад и простилается одноименной горной речкой в Цолотлинский каньон.

Водопад не всегда имеет мощный поток воды и имеет пульсирующий характер, наибольший сток приходится на май-июль, в период таяния снегов и максимальных осадков. В холодное время года водопад замерзает и превращается в огромную ледяную глыбу, причем изнутри водопад остается полым. На просмотр и фотографии ушло около 40 минут.

Следующей локацией была Карадахская теснина или Темное ущелье. Ко входу можно подъехать на автомобиле по гравийной дороге, потом пешком. Обувь взяли закрытую, знали, что там мокро, сыро.

Во многих местах пришлось перепрыгивать по камням, чтобы не намочить ноги, поскольку через всю теснину проходит еле заметная горная речка. Чем больше мы продвигались внутрь теснины, тем уже становился проем. Нам понадобилось около 30 минут, чтобы дойти до конца. Ощущение, что ты в волшебном мире и теснина закроется, как только что-то пойдет не так (как в фильме «Бегущий в лабиринте»). После обильного дождя уровень воды может подниматься на 3-4 метра и ее сокрушительный поток подхватывает огромные камни и толкает их. Потом вода отступает и камни остаются там, где их бросила река. На одном из участков теснины сверху нависают огромные валуны, видимо когда-то они упали сверху при образовании разлома.

Завершающим пунктом этого дня стал заброшенный аул-призрак Гамсутль (российский аналог Мачу-Пикчу). Подъехать можно к подножью горы, припарковаться, а там уже вас будут ждать местные на советских «буханках». В машину набирают по 5-6 чел и в среднем берут по 100 руб. с человека. На «буханке» мы проехали вверх около 2 км., дальше пешком. Метров 500 мы еще прошли по открытой местности, дальше вошли в лес и по тропинке 1,3 км поднимались в гору около часа.

Торопились мы вверх еще и потому, что уже было около 18:00-19:00 и солнце почти садилось, а в горной местности оно скрывается быстрее. Вид сверху стоил того, чтобы бежать в гору. Аул полуразрушен, но признаки недавно присутствовавшей жизни в одном из строений мы обнаружили. В одном из уцелевших домов находилась различная утварь. Говорят, что в 2014 году там проживал последний житель.

Обратно мы тоже шли через лес, так как не знали о второй дороге, ведущей через кладбище. Спустившись к «буханкам» мы хотели на них доехать до стоянки, но так как было поздно, водители сказали, что будут ждать всех оставшихся туристов и только тогда поедут. Мы решили пройти эти 2,5 км. пешком.

Примерно в 22:00 мы сели в свой автомобиль. Предстояла длинная дорога в Дербент. И тут с нами приключилась интересная ситуация. При спуске по гравийке вдруг услышали громкий свист из под колес. Один в один, как при стертых колодках, только непрерывный. Проехав еще несколько метров решено было остановиться и осмотреть авто. Вооружив жену фонарем и сняв переднее левое колесо я не обнаружил ничего подозрительного и лишнего. Поставив колесо, я проехался назад и вперед. Звук по-прежнему присутствовал, но теперь уже не скрип, а звук, похожий на скрежет по металлу.

Пока мы стояли на аварийке несколько машин проехали мимо, но были те, кто и остановился. Останавливались двое местных и один приезжий турист, но ничего конкретного сказать они не смоги. Один местный посоветовал добраться до ближайшей СТО пока они еще не закрылись. Указав дорогу он поехал по делам, сказав, что на обратном пути проверит нас. Я слегка занервничал и решил еще раз все обдумать.

Вдали показался свет очередных фар, авто которых остановилось около нас, поинтересовавшись ситуацией, местный водитель выслушал мой рассказ и услышав звук слегка задумался. К единому мнению мы так и не пришли. Поскольку до следующего пункта предстояла дальняя дорога, то мы несколько переживали стоит ли продолжать путь в подобной ситуации. Тут к нашему удивлению Адильбек, тот самый остановившийся мужчина с женой и дочкой, предложил переночевать у них, а утром уже поехать на СТО. Немного подумав, мы согласились и в сопровождении его жигулей отправились в путь.

Загнав машину во двор, я предложил ему еще раз скинуть колесо и под ярким светом навесной лампы тщательнее осмотреть внутренности. Самое забавное, что я забыл набор инструментов дома, и в любом случае, в походных условиях не смог бы снять даже колодки. Перебрав колодки — проблема не решилась. И тут при очередном движении по маленькому двору Адильбек заметил, что звук исходит от правого колеса, а не от левого, к которому все это время было приковано наше внимание. Сняв правое колесо, я увидел тот самый камень, плотно сидевший между диском и защитной жестянкой, из-за которого мы потратили около часа. Хозяин дома еще за мной, как говорится — свежей рукой, провел контрольную проверку колесных болтов и мы еще несколько минут с улыбками обсуждали ситуацию.

Супруга Адильбека — Роза к этому времени уже накрыла стол и нас пригласили поужинать. Нас накормили вкуснейшим пловом и напоили чаем со сладостями. Действительно, мы были глубоко тронуты заботой людей, которые нас совсем не знают. И даже после этого они рекомендовали нам остаться с ночевой, потому что уже поздно, а ночью тяжело ехать. Но мы были настроены на Дербент и согласно нашему графику мы не могли остаться там на ночь, иначе не успели бы в Дербент. Вот так в очередной раз подтвердились рассказы о гостеприимстве Дагестанских жителей и прочих народов кавказа.

В Дербент мы прибыли в 2 часа ночи. Как оказалось, администратор, который обещал нам, что можно будет заселиться после полуночи, нас не дождался, соответственно мы остались без номера (соответствующие отзывы я уже оставил на всех площадках). Промониторив круглосуточные гостиницы, мы поехали в ближайшую и заселились. Этот день оказался самым насыщенным.

День 4. Цитадель Нарын-Кала, побережье и экраноплан «Лунь»

Утром мы увидели, что перед нашей гостиницей простирается море, потому что ночью мы только слышали прибой воды. В море мы не купались, прохладно было, хотя вода была больше 20 градусов.

Завтракали мы в кафе комплексные завтраки + напиток очень нам зашли.

Далее была Цитадель Нарын-Кала. Обязательно берите экскурсовода, они рассказывают подробно кто тут жил, какой хан правил, чем занимались, одним словом не пожалейте 500 рублей (цена за двоих) и послушайте историю крепости.

Так как крепость основная достопримечательность города ее частично реконструировали и содержат ее в отличном состоянии. На территории 2 музея. После экскурсии обязательно прогуляйтесь по ним. Один расположен на месте старой канцелярии, второй — на территории крепости (в нем фарфоровая выставка) в него вход отдельно платный.

К сожалению, мы не успели посетить музей ковров и мечеть, которые нам рекомендовал экскурсовод, но зато мы поехали посмотреть на ракетный корабль-экраноплан «Лунь» и еще раз постоять у моря. «Лунь» был отбуксирован к побережью Дербента в 2020 году и представляет собой некий музейный экспонат. Подробнее о его историческом пути вы можете ознакомиться на википедии.

Перед дорогой домой мы решили плотно пообедать. Выбора пал на ресторан «Родник» на выезде из города — это было 10 из 10, кухня, обслуживание, приятная веранда. Пробежка по рынку, подарки и дорога домой.

Техническая часть

К поездкам мы всегда подходим основательно, тем более, если они самостоятельные. Этот раз не стал исключением. Предварительно мы изучали материалы, которые были размещены туристами на различных площадках. Тогда мы определили для себя обязательные места для посещения и, исходя из того, что у нас было свободных четыре дня, поставили цель посетить выбранные места за выделенное время.

Передвижение на легковом автомобиле с клиренсом 165 мм, оказалось достаточным для всех намеченных нами мест. Всего лишь два раза пришлось прибегнуть к услугам перевозчиков и то по другим причинам.

Отметив все точки в Google картах на ПК я экспортировал их в Osmand для навигации на смартфоне. Изначально я хотел впервые воспользоваться Яндекс навигатором, но он оказался максимально неудобным и бесполезным, поскольку в него нельзя экспортировать заранее созданную карту в формате kmz или kml, о чем и пишет техподдержка Яндекс на просторах интернета.

Полный вариант статьи читайте по ссылке https://www.drive2.ru/c/592837154439200806/

Декораторы Жизни
Добавить комментарий