Серебряная легенда Кавказа Манаба Магомедова, выдающийся художник-мастер-ювелир из дагестанского аула Кубачи представляет зрителю свой Кавказ, только воплощенный не в серебре, как мы привыкли видеть в ее творчестве, а в фотографии.
Экспозиция выставки объединила снимки, выполненные в поездках и экспедициях по Дагестану и Грузии в 1950-1970-е гг. Это первая фотографическая выставка в богатой творческой биографии Манабы Магомедовой и, безусловно, яркое и эффектное событие для знатоков и почитателей таланта знаменитого художника прикладного искусства. Манаба предстает перед нами в новой ипостаси: она не только талантливый художник, но и фотограф, этнограф, искусствовед. Зафиксированные на пленку впечатления продолжают уникальный и узнаваемый образ Манабы Магомедовой, красоту и силу ее личности. Как и все искусство Манабы, ее фотоискусство монументально. Кавказские мадонны, дети, праздники, надмогильные плиты, женщины за работой, суровые горы и люди в горах – как ода и признание в любви к родному Дагестану, где она родилась и выросла и горячо любимой Грузии, где она прожила почти всю свою жизнь.
[su_pullquote align=»right»]В каком платке бы девушка прекрасном
Не шла, перебирая бахрому,
Не сможет насладиться парень страстный
Одним прикосновением к нему.
Но, Манаба, твое искусство каждый
Без промедленья может оценить.
Поскольку, увидав его однажды,
Уже не в состоянии забыть.
// Расул Гамзатов, выдержка из стихотворения «Посвящение Кубачинскому мастеру Манабе Магомедовой»[/su_pullquote]
В творчестве Манаба есть всё, что объединяет искусство, знания, традиции и новизну. В безупречно исполненных в серебре и золоте орнаментах, мы видим уникальные технологии, знания, опыт веков, которые пришли к ней от предков. Её преданность делу чувствовалась в её постоянном развитии. Манаба никогда не закрывалась в одном каком-либо жанре или в каких-либо рамках. Она одновременно и дочь Тбилиси, и Кубачи, что ощущается в каждом её творческом шаге.
Выставка «Манаба Магомедова. Искусство фотографии /Дагестан и Грузия 1950-1970-ее годы», открытая в Музее истории г.Махачкалы, представляет нам первую женщину-кубачинку – ювелира с мировым именем Манабу Магомедову с неожиданной стороны, но во всем величии своего творческого диапазона. Более 100 черно-белых фотографий: Балхар, Гидатль, Чох, Гамсутль, Кахиб, вторая родина художницы – Грузия, и, конечно, родной Кубачи. Классическая дагестанская архитектура – не из учебника истории, а живая, настоящая: многоярусная планировка, плоские крыши, неразрывная связь с окружающим миром, лаконизм и сила духа. Безупречный вкус во всем и потрясающее чувство стиля.
Внимательно вглядываясь в старые фото, можно многое уточнить относительно дагестанской этнографии и традиционной культуры, датировки и атрибуции артефактов, в том числе, национального костюма, в те годы еще широко бытовавшего в горах, складывающегося веками традиционного быта с его оживленными аульскими базарами, сценами сельского труда, колоритными свадебными шествиями и даже таким узколокальным явлением как непременный атрибут кубачинской свадьбы – ряженые в войлочных масках «пальтары».
[su_pullquote align=»right»]КАЖДЫЙ КАДР – ЭТО ВЫХВАЧЕННЫЙ ИЗ ПОТОКА ВРЕМЕНИ И ГУЩИ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ ФРАГМЕНТ, ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ, И ПОТОМУ ЕМУ ВЕРИШЬ АБСОЛЮТНО. [/su_pullquote]
Десятки мотивов, сотни лиц… И каких лиц! Мужских образов совсем немного. А вот горскими женщинами Манаба не устает любоваться: горянки, идущие с кувшинами за водой, работающие в поле, торгующие на местном базарчике, несущие на себе «хвороста воз», а вот горянка с люлькой за спиной идущая с поля – горские женщины не умеют быть праздными. И нет даже попытки идеализировать тяжелую женскую долю в горах, есть глубинное понимание основ народной жизни, глубокое уважение к этим людям, к стойкому приятию ими своей судьбы. Художник специально не ищет привлекательные женские лица. Монументальные, нередко грубоватые, словно высеченные из камня, они прекрасны не столь внешней красотой, сколь внутренними, глубинными чертами натуры, неразрывной связью с этой землей, скалами, всем этим заповедным миром. Балхарские кувшины, терпеливо ожидающими возле печи «чара» своей очереди на обжиг, а может, уже обожженные: на черно-белых фотографиях сложно понять. Зато отчетливо видна роспись – свободная, крупная, наполненная глубоким дыханием, не боящаяся пустого пространства.
Манаба не ищет эффектный ракурс, выигрышную позу, тем более, никогда не делает постановочных съемок – слишком честна она была в любой работе. Каждый кадр – это выхваченный из потока времени и гущи народной жизни фрагмент, единственный и неповторимый, и потому ему веришь абсолютно. Ее героини никогда не позируют, нередко запечатлены с невыигрышной стороны: со спины, сбоку, низко наклонившимися, так, что лица не видно, но их закутанные свисающими до земли черными или белыми покрывалами монументальные фигуры, их естественные позы говорят нам больше, чем это могли бы сделать глаза и губы.
[su_pullquote align=»right»]СЛОЖНО СКАЗАТЬ, КАКАЯ СТРАНА БЫЛА ДОРОЖЕ МАСТЕРУ, НО МОЖНО С УВЕРЕННОСТЬЮ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО НИ БЕЗ ДАГЕСТАНА, НИ БЕЗ ГРУЗИИ ФЕНОМЕН МАНАБЫ МАГОМЕДОВОЙ НЕ СОСТОЯЛСЯ БЫ. [/su_pullquote]
Отдельный блок выставки составляет Грузия. Сложно сказать, какая страна была дороже мастеру, но можно с уверенностью утверждать, что ни без Дагестана, ни без Грузии феномен Манабы Магомедовой не состоялся бы. Древняя и самобытная культура Грузии в чем-то схожа с дагестанской, что связано с принадлежностью обеих к кавказской цивилизации. Тем не менее, она имеет свое лицо. Суровость и монументальность, средневековая архитектура и народный костюм, горные пейзажи и лица людей, сцены труда и быта – все это перекликаясь и пересекаясь в каких-то сущностных аспектах, имеет свои различия и тончайшие градации, сравнение которых доставляет огромное удовольствие.
Большие мастера живут вечно. И сегодня, снова удивляя и восхищая, Манаба объединила два кавказских народа, протянув культурные мосты между двумя своими Родинами Дагестаном и Грузией.
Манаба вернулась. Вернулась, когда нам стало это жизненно необходимым. Вернулась, чтобы в растерянности сегодняшнего дня напомнить нам – кто мы, откуда, какие мы были. Вернулась, чтобы помочь нам отделить зерна от плевел, расставить приоритеты, увидеть истинную красоту на фоне бесконечного гламура. И можно не сомневаться: Манаба вернется еще не раз.
Выставка в Махачкале продлится до 29 марта.
Текст: Зарема Дадаева – автор и куратор проекта; Татьяна Петенина – искусствовед; Лика Мамацашвили – куратор музея истории Тбилиси.
Фото: пресс-служба Министерство по национальной политике РД, открытые источники