Записями в дневнике регулярных дежурств в больнице, можно назвать некоторые из стихотворений Виктории Петросовой, которые насыщены медицинскими терминами, и рассказывают о нелегком пути врача и его профессиональной закалке.
врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, поэтесса
Не все из написанных стихов Виктория Петросова выставляет на суд читателей. Поэт, по ее словам, должен соблюдать «врачебную тайну». Ведь часто произведение рождается под впечатлением от разговора с близким человеком. Рассказанные подругой сердечные переживания подобны исповеди — их не выносят на всеобщее обозрение.
О сердечной боли Виктория знает не понаслышке. Для нее это не только красивая поэтическая метафора, но и повод подойти к вам с фонендоскопом. Она успешный и уже довольно опытный врач-кардиолог, недавно защитивший кандидатскую диссертацию. Сейчас работает врачом в Республиканском онкологическом диспансере и параллельно преподает медицину студентам Дагестанского государственного университета. Говорит, что нашла любимое дело – помогать людям. Особенно гордится тем, что является достойной продолжательницей своего рода. Предки Виктории Петросовой по материнской линии были известными в республике врачами. Прабабушки ее были первыми женщинами-врачами в Дербенте, одними из первых врачей в Дагестане. Бабушка была одной из первых женщин-хирургов в Дербенте. И так до настоящего времени. Династия Панунцевых, к которой принадлежит Виктория, насчитывает более 20 врачей, и каждый из них заслуживает отдельного рассказа.
Родилась Виктория в Дербенте, в старинном сказочном городе, как она сама его называет. Там прошло ее детство. Свобода дагестанской девушки часто ограничена традициями, и ее недостаток будущая поэтесса возмещала книгами – они давали ей простор мысли и фантазии, через них она познавала мир прекрасного. Читала Лермонтова, в более старшем возрасте — Есенина. Будучи студенткой, посещала литературный клуб «Верба», где познакомилась со многими интеллектуальными творческими людьми. Одним из них был тогдашний руководитель клуба поэт Фазир Джаферов. «Знакомство с ним дало мне крылья, — говорит Виктория. — Это был первый человек, настолько пропитанный творчеством, что он, легко вбирая в свою ауру других людей, дарил им ощущение поэзии, одухотворенности».
В 2010 году молодая поэтесса издала свою первую книгу стихов «Черное и белое». «Как-то получилось так, что я собрала написанные стихи в книгу. На 6 курсе наш преподаватель по психологии, узнав, что я пишу стихи, убедила меня поделиться ими с людьми. Я решила никуда не обращаться, сама издала книгу небольшим тиражом, рассчитывая раздарить ее своим родственникам. Тогда только открылось кафе «З&М», и они позиционировали себя как культурно-досуговое заведение. Друзья предложили мне провести там презентацию книги. Книга вызвала интерес, даже резонанс. На презентацию пришло много людей: мои коллеги-медики и представители музыкальной и поэтической богемы. И это было как столкновение двух миров. Ведь я никогда не скрывала от поэтов, что занимаюсь медициной, а от коллег, что пишу стихи. И все равно для каждой из половин моей жизни наличие второй половины было чем-то удивительным».
Некоторые из стихотворений Виктории — чуть ли не дневниковые записи регулярных дежурств в больнице. Насыщенные медицинскими терминами, они рассказывают о нелегком пути становления будущего врача, его профессиональной закалки. На вопрос, как ей удается оставаться неравнодушной к болезням большого количества людей, отвечает просто: «Необходимо руководствоваться любовью к людям и желанием помочь».
Признается, что сейчас стихи рождаются реже – все время и внимание поглощает интересная работа. «Черное и белое» – пока единственная книга в библиографии поэтессы. В последние годы активно занималась, по ее выражению, «прозой» — писала кандидатскую диссертацию. Но Виктория не жалеет об этом: «Я не думаю, что поэзией смогла бы помочь стольким людям, как я это делаю каждый день как врач».
Врач, как и поэт, лечит прежде всего словом — говорит Виктория. Пока пациент заходит в кабинет, ложится на кушетку, всего несколькими словами можно успокоить его так, что учащенное сердцебиение, вызванное волнением, снижается до нормального. А если врач умеет работать своей головой и руками, то он чувствует в себе огромную силу помочь человеку. Настоящие стихи тоже как молитва, звуковые волны способны на воздействие. Да и сами стихи Виктории так сложены, что могут подарить человеку то или иное настроение.
На вопрос, кого из модных современных поэтов она читает, называет имя Екатерины Перченковой: «Она неоднозначная, но именно в ее лирике нахожу что-то знакомое лично мне. Есть еще сетевая поэзия, однако мне такие стихи кажутся искусственно слепленными, словно строчки подгоняли друг под друга».
«Сегодняшний поэт, как и сто лет назад, — это прежде всего тонкий и чувствительный человек. Ведь будучи черствым, невозможно быть поэтом, равно как и медиком» — говорит Виктория Петросова.
* * *
Расскажи мне, сколько стоит смех?
Сколько стоят в кронах или в левах
Безмятежность, радость и успех,
Гордая осанка королевы?
Яркий блеск моих счастливых глаз,
Думаешь, задешево достался?
Может быть, прикинем, ловелас,
Как и чем со мной ты рассчитался?
Стрелки неподвижны у весов,
А на чашах все без перемены…
На моей — наивность и любовь,
На твоей — предательство, измены.
В прошлом всё давно. Такой пустяк…
Я пойду направо, ты – налево…
Помни, не дается просто так
Гордая осанка королевы.
Вечер в ординаторской
Вечер в ординаторской. Как будто
В коридоре смолкла суета.
Редкая свободная минута,
Значит, есть возможность почитать.
«Принципы ведения асцита
У больных…» Но снова телефон:
«Вызов в гастро. Боли в сердце. Cito».
По ступенькам быстрый марафон.
Препараты с точностью до грамма,
Механизм по замкнутой дуге –
Нитроглицерин, кардиограмма,
Промедол и снова ЭКГ.
Все в порядке. Действуют уколы.
Пациент уснул. Стихает шквал.
Запись в протокол… Но только снова
Тишину мобильный разорвал.
Жаль, что у врача покой недолог.
«Слушаю. Дежурный кардиолог».
Девушка с серьезными глазами
Девушка с серьезными глазами
Шествует по жизни гордо, смело,
Вышла на проспект — и город замер,
Просто ей до этого нет дела.
Пусть, гудя, проносятся машины,
Визгом оглушая, тормозами,
Только одному верна мужчине
Девушка с серьезными глазами.
Девушка с серьезными глазами
Разная. Сегодня — озорная,
Завтра заливается слезами,
Но о слабостях ее никто не знает.
С виду жесткая, суровая. На деле
Верит в сказки, дружит с чудесами,
Даже если бьют в лицо метели
Девушке с серьезными глазами.
Можно мысли смело ей доверить,
Под Шаде беседовать часами…
Хорошо, что есть на белом свете
Девушка с серьезными глазами.
No ordinary love
У нас с тобой no ordinary love,
То холод ледяной, то взрывы лавы,
Сегодня ты летишь ко мне стремглав,
А завтра прочь уходишь величаво.
То ты рычишь, как разъяренный лев,
То превозносишь, словно королеву,
Сейчас ты робок… После, осмелев,
Восторженно пророчишь мне роль Евы.
Подруги говорят, что это блеф,
Что я в плену очарованья злого,
Но зыбких чувств изящный барельеф
Надежно спрятан от любого слова.
И крепнет безрассудный наш анклав,
У нас с тобой no ordinary love…
Фантасмагория
Сижу, грущу. Листаю гороскопы.
Подруги мне давным-давно твердят:
Известные астрологи Европы
Всегда лишь только правду говорят.
Какая, к черту, правда, если звезды
Одну любовь до гроба мне сулят?
Нет, право, я считаю несерьезным
Всем верить предсказаниям подряд.
Эх, надоело… Сладко потянулась,
Журналы отложила на потом
И, засыпая, от души зевнула,
Но я совсем не ожидала, что,
Закрыв глаза, я окажусь во мраке,
И мне из пустоты явятся вдруг
Загадочные знаки Зодиака,
Маня в таинственный звериный круг.
Мерцающие золотом созвездия
Окутают сиянием своим,
В их легком флердоранже, как невеста,
Я устремлюсь в жемчужно-сизый дым.
Взметнулся вихрь пылинок мирозданья,
Мгновенно разложив судьбы пасьянс,
И где-то в лабиринтах подсознания
Начат телепатический сеанс.
Кружусь в звенящем пряном аромате,
Разглядывая мир сквозь дымку снов,
И вижу вдруг, сосед мой, математик,
Кладет под чью-то дверь букет цветов.
С запиской: «Погуляем в нашем сквере?»
Я в изумленье вижу — дверь моя…
Ну как же гороскопам тут не верить?
Вот как проснусь — пойду с тобою я.
* * *
Я живу, восхищаясь закатами,
Угасающий день тороплю,
Чтобы снова и снова загадывать
Под волны упоительный блюз.
Те слова, что скрывались таинственно
В ярком блеске дневного огня,
А теперь, вырываясь неистово,
Торопясь, покидают меня.
Пусть причудливы их очертания,
Но загадочной силой полны,
Предзакатное солнце желания
Исполняет на гребне волны.
* * *
На свете есть мужчина — самый лучший,
Который мне, как в сказке, часто снится.
Красивей кипариса, выше тучи,
Из-под ресниц лучистый свет струится.
Он понимает мысли с полуслова,
В морозы теплотою согревает
И каменной стеной от рока злого
От всех невзгод меня оберегает.
В миг радости и в горький час потери
К нему приду я за советом точным.
Я постучу, а он откроет двери
И, улыбнувшись, скажет: «Здравствуй, дочка».
Текст: Дамир Саидгазин
Фото: Виктория Петросова