Уникальный, самобытный, ни на кого не похожий Михаил Врубель

17 марта день рождения великого русского художника эпохи модерна Михаила Александровича Врубеля, чьи работы «Старик-чеченец» и «Узник» хранятся в фондах Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Уникальный, самобытный, ни на кого не похожий, с трагической личной и блистательной творческой судьбой человек. Его творчество так и осталось для его современников мистической загадкой, которую и профессиональные искусствоведы, и просто любители живописи пытаются разгадать до сих пор. Он работал во всех видах и жанрах изобразительного и монументального искусства: мозаика и фрески, живопись и графика, майолика, декоративная скульптура, витражи, сценография, книжная иллюстрация, архитектура – за что многие недоброжелатели называли его дилетантом. Но в каждом их этих искусств Врубель создавал шедевры.

В художественном наследии Врубеля роль графики трудно переоценить: после «Демона поверженного» (1902) он практически не обращался к масляным краскам, воспринимая и изображая мир лишь посредством рисунка. Врубель говорил: «Краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета — все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».

Иллюстрация «Старик-чеченец» к поэме М.Ю. Лермонтова «Измаил-Бей» (бумага, сепия, 1890/91 гг.)

Особое место в творчестве Врубеля занимает поэзия М.Ю. Лермонтова, многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтический пафос, могучие мятежные образы, гуманизм, протест против подавления личности, убежденность в высоком назначении искусства (тема Пророка) — все это находило отклик в произведениях М.А. Врубеля, ярким подтверждением чего является одна из иллюстраций художника «Старик-чеченец» к поэме М.Ю. Лермонтова «Измаил-Бей» (бумага, сепия, 1890/91 гг.) и «Узник» (бумага, карандаш), которые хранятся в запасниках Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Декораторы Жизни
Добавить комментарий