Такого еще не было: на одной площадке в Национальной библиотеке им. Р.Гамзатова можно было сразу увидеть все многообразие дагестанского кинематографа и участие артистов республики в кинопроизводстве страны.
Такую возможность предоставили социально-культурный проект «Декораторы жизни» и Министерство культуры РД на организованной ими выставке «От черно-белого немого до современного цифрового». Эта выставка — часть мероприятий, прошедших в рамках Фестиваля молодежного короткометражного кино «Маяк».
УСПЕХ СОПУТСТВОВАЛ САФИЯТ АСКАРОВОЙ. ОНА ОКАЗАЛАСЬ В ЧИСЛЕ САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ КИНОАКТРИС, СНЯЛАСЬ В ГЛАВНОЙ РОЛИ В КАРТИНЕ «ЧАДРА» НА «УЗБЕКФИЛЬМЕ» У РЕЖИССЕРА М. АВЕРБАХА. ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ЧТО ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ЭТОГО ФИЛЬМА 90 ТЫСЯЧ УЗБЕЧЕК СБРОСИЛИ ЧАДРУ.
Экспозицию открыл фотостенд, посвященный первой дагестанской киноактрисе, звезде советского кино Сафият Аскаровой. В следующем году исполнится 110 лет со дня ее рождения. Родилась она в селении Ахты, в 18 лет встретилась с кинорежиссером В. Касьяновым, который готовился к съемкам фильма «Под властью адата» по сценарию казахского писателя А. Кунанбаева на Ленинградской кинофабрике. Режиссер предложил молодой красивой дагестанке сыграть одну из ролей в этом фильме. Ее работа была настолько удачной, что режиссер Ю. Тарич предложил Сафият поехать в Москву на съемки другого фильма – «Крылья холопа» («Иван Грозный»), который имел большой успех в СССР и за рубежом.
Начало ее карьеры в кино было звездным. В 1926 году она снялась в двух фильмах, в 1927 году – главная роль в кино, затем два фильма подряд в 1930 и 1931 годах. Болезнь прервала ее работу в кино. В 1939 году Сафият Аскарову пригласили работать в Московский театр им. Е. Вахтангова. Кадры из фильмов не оставляют сомнений, что это была не только очень красивая, но и талантливая актриса.
Выставка, куратором которой является научный сотрудник Бугленского филиала музея имени А. Тахо-Годи ДГОМ Умужат Казакбиева, представляет сюжетообразующие фотографии в хронологической последовательности, по которым ясно прослеживается история развития кино в Дагестане. И когда все свидетельства кинопроизводства собраны в одном зале, оказалось, что наше кино имеет глубокие корни. Об этом рассказывают уникальные экспонаты – эскизы к художественным фильмам «Хаджи-Мурат» Амирхана Магомедова и «Тучи покидают небо» из фонда Музея истории театров Дагестана (филиал ДГОМ), фотоматериалы из личных архивов председателя Союза кинематографистов Дагестана Магомеда Сулейманова, музея Ахмедхана Абу-Бакара, Издательского дома «Проджи», школы графики и анимации «Altus gрoup», стоп-кадры Тимурлана Темирова, фотоматериалы Баганда Магомедова, снявшегося в 11 картинах, созданных на «Ленфильме», Одесской киностудии, «Туркменфильме», «Таджикфильме», Голливуде (США), в фильме совместного производства СССР, Италии, Испании, Марокко.
От стенда к стенду фотокадры воскрешают в памяти фильмы «Адам и Хева», «Сказание о храбром Хочбаре», «Тайна рукописного Корана», «Рай под сенью сабель», «Горянка» и другие.
С гордостью осматриваешь огромные полотна с видеоматериалами об актерах-дагестанцах, востребованных современным кинематографом. Среди них актер Арслан Мурзабеков, снявшийся в 10 картинах, созданных на «Мосфильме».
Украшают выставку красочные афиши замечательных кинолент, фестивалей, плакаты- анонсы. Приятно удивляют скульптуры на темы кино в фойе Национальной библиотеки им. Р.Гамзатова. Молодой скульптор Ибрагим Гамзаев талантливо дополнил экспозицию выставки трогательными изваяниями женских образов и мудрых горцев, навеянных произведениями авторов, писавших о Кавказе и его людях.
Нельзя не отметить и арт-объекты, которые были подготовлены Академической школой дизайна R&D — тантамареска, хард постер с вырезами для лица. Неожиданные мизансцены, которые эти фигуры привнесли в экспозицию выставки кино, подарили море приятных эмоций и позволили сделать яркое фото.
«Выставка еще раз показала, что у нас богатейшая культура, есть чем и кем гордиться и что созрела почва для того, чтобы в Дагестане была своя киностудия», — сказал, ознакомившись с экспонатами, заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров.
А от себя добавлю: приятно, что к этой мысли подводит наша молодежь, организовавшая фестиваль кино «Маяк».