В городе Москва, в музее-заповеднике «Царицыно» 3 августа открывается выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана». В экспозиции – более 300 предметов, от археологических находок до работ современных художников.
Выставка-путешествие занимает девять залов Хлебного дома, и каждый посвящен определенному этапу жизненного пути дагестанки – например, «Дом», «Свадьба», «Защитница». Среди экспонатов – предметы, которые в Дагестане традиционно изготовляют женщины. В экспозиции можно увидеть железные пряжки VIII-IX веков, найденные этнографической экспедицией в районе села Бежта и переданные в Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, медные котлы и кувшины XIV-XIX веков из Государственного Исторического музея, женские головные уборы из Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, глиняные балхарские игрушки из коллекции «Царицына», украшения и столовые приборы из Кунсткамеры, тканевые и серебряные амулеты из Российского этнографического музея и вышивку из Музея Востока.
Работа над выставкой длилась более четырёх лет. Куратор и искусствовед Ксения Паршина вспоминает, как впервые оказалась в Дагестане в 2017 году:
«Я прожила там неделю и вернулась совершенно другим человеком, глубоко впечатленным дагестанской культурой. Как и большинство москвичей, я впервые ощутила на себе обволакивающее тепло традиционного гостеприимства и чувство, что тебя принимают такой, какая ты есть».
Почему – Патимат? Это одно из самых распространенных женских имен в Дагестане. Куратор назвала им собирательный женский образ, и вся выставка посвящена «Патимат», её дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам и будням. Фотоматериалы – архивные из коллекции Кунсткамеры и снятые журналистом Владимиром Севриновским во время недавних путешествий – помогут погрузиться в неспешный горский ритм жизни.
«Героиня выставки берет вас за руку и ведет по линии своей жизни. Мы встречаемся с ней в родовом доме, где она растёт и впитывает живую историю рода, правила жизни, умения, философию и основу промыслов, судьба которых меня, как куратора, сильно беспокоит. Дальше мы движемся к самому важному дню в её жизни, свадьбе, когда она становится объектом внимания всей семьи и всей сельской общины. Это очень важный и ответственный момент, поскольку свадьба в традиционной культуре – это символ продолжения рода и самой жизни», – говорит Ксения Паршина..
Свадьба – это переход не только из дома в дом. Женщина как будто умирает в одном доме и возрождается в другом. Ритуал длится не один день, и в это время застывшая между мирами невеста носит свадебный головной убор, полностью закрывающий лицо и глаза – маргал, – его тоже можно увидеть на выставке.
Ткачество – одно из главных промыслов Дагестана, которым занимаются только женщины. «В Дагестане говорят: богат тот, у кого ковёр на стене, – объясняет куратор. – Ковёр – это книга, книга – это мудрость. Ковры ткёт женщина, так что именно она решает, о чём будет рассказывать книга». Система символов и знаков, столетиями применяемая ткачихами, до сих пор не расшифрована полностью. Исследователи, изучающие дагестанское ковроткачество, считают, что большая часть языка уже утеряна. Но на выставке в «Царицыне» можно узнать некоторые «ключи», которые помогут «прочитать» тканные книги.
В экспозиции есть залы, рассказывающие о вышивке, украшениях и, конечно, керамике – например, об испикских блюдах, предназначение которых многие исследователи связывают с бытовой магией, и предметах из знаменитого села Балхар, древнего центра дагестанского керамического искусства, которым также традиционно занимаются исключительно женщины.
Современное искусство на выставке – это десятки работ, от живописи и рисунка до скульптуры и видеоарта. Для всех авторов народные промыслы составляют основу творчества; все они используют те же техники, материалы и мотивы, что использовали мастера народных промыслов сто и более лет назад. Например, Джамиля Азиялова – ковровщица, реставратор и дизайнер – показывает в «Царицыне» картину, написаную природными красителями, применявшимися ткачихами для окрашивания шерстяных нитей на протяжении столетий. А работа Апанди Магомедова посвящена кизяку – традиционному виду топлива, заготовкой которого в Дагестане занимаются женщины. Шелковое «полотно» Заиры Магомедовой и Халимы Саидудиновой из цикла «Бюль-Бюль и Гюль» напоминает о традиционном для мусульман образе райского сада и исконно «женских» символах – птице и древе жизни. Не случаен и выбор «холста» – платок, который сам по себе символизирует женский мир Дагестана.
В последнем зале выставки, в «Мастерской» будут проходить мастер-классы и творческие встречи с художниками, во время которых узнать о Дагестане можно будет еще больше.
«Когда ты оказываешься в тех местах, рядом с теми могучими людьми, той могучей природой, ты чувствуешь себя песчинкой на ладони Бога. Ты понимаешь, что у дагестанцев есть связь с этносом, космологией, культурой предков, и это потрясающе. Четыре года назад я решила, что перенесу частичку этого мира в Москву, поставлю в музее и скажу: не торопитесь, не бегите, остановитесь хотя бы на минуту, и вы поймете, а вернее, почувствуете Дагестан», – объясняет куратор выставки Ксения Паршина.
Выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» будет работать с 3 августа по 11 декабря в Хлебном доме.
Куратор – Ксения Паршина
Дизайнер – Эрик Белоусов
Партнёр выставки: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.
Выставка проходит при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и Дома народов России.