Александр Родченко «Конструкция». История одной картины

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой хранится произведение русского авангардиста Александра Родченко «Конструкция. (Необъективная композиция II)».

Черные круги на белом фоне, побольше и поменьше… Вот и вся картина русского авангардиста А. Родченко, эти круги, застывшие в противостоянии, демонстрируют четкое решение пространства, борьбу контрастных масс, доведенных в совокупности до визуальной формулы.

Картина была написана в 1918 г. как одна из картин огромного цикла станковых работ – серий «Цветовая сфера круга», «Концентрация цвета и форм», «Абстракция цвета», «Обесцвечивание».

Александр Родченко был одним из родоначальников дизайна, классиком конструктивизма, автором сотен плакатов, коллажей и агиток, которые сегодня воспринимаются как прообраз современной рекламы. Кроме того, он вошел в историю искусства как фотограф-новатор, художник и иллюстратор.

Родченко увлекался астрономией, много читал о звездах и стремился в своей живописи воспроизвести межзвездные облака — скопления газа, плазмы и пыли

Родченко экспериментировал с геометрической структурой и начал разрабатывать собственную систему абстрактного искусства, не похожую на то, что делал Казимир Малевич и другие художники-авангардисты. Родченко в своих работах применял принцип свечения – ободком белого цвета, с помощью которого акцентировал те или иные элементы композиции. Во многом все это делалось в противовес разработкам супрематистов, которых Родченко считал главными соперниками. Художник стремился освободить живопись от навязанных ей рамок, и «Конструкция» из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств прекрасно иллюстрирует его творческие поиски. Она имеет и второе название – «Необъективная композиция II».

Картина «Конструкция» представляла новое советское искусство в Германии в 1922 году и на Венецианской биеннале в 1924-м. Затем она на долгие годы провела в фондах различных музеев, пока не попала в Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. В 1992 году «Конструкцию» пытались украсть, вырезав холст из подрамника, но, к счастью, попытка не удалась. Картину отреставрировали и вернули в постоянную экспозицию.

Декораторы Жизни
Добавить комментарий