Магомед Маллаев. Кукольный волшебник

Декораторы Жизни | Магомед Маллаев. Кукольный волшебник Люди культуры

Все мы когда-то смотрели мультфильмы «Приключения Буратино» и «Приключения Пиноккио», читали сказки об этих чудесных персонажах и помним добрых Папу Карло и Джузеппе, чье мастерство вдохнуло жизнь в обычное полено. Один из таких волшебников трудится и у нас в республике, в Дагестанском государственном театре кукол, и зовут его Магомед Маллаев.

Мастерская Магомеда Шахбановича, украшенная плакатами поставленных при его участии спектаклей, напоминает жилище Плюшкина – на многочисленных полочках разложены десятки мелочей. Ненужного ничего нет и быть не может. Все ждет своего часа.

В один прекрасный день кусочек проволоки, небольшая металлическая деталь, неприметная резиновая лента, пружинка, деревянный брусок, даже кусок строительного утеплителя в руках мастера станет частью «внутреннего мира» куклы, начинкой, благодаря которой герой кукольного спектакля открывает и закрывает глаза, держит в руках какой-либо предмет, сидит, ходит, бегает, чешет себе затылок… В общем, максимально живёт. Свою профессию Магомед Маллаев считает творческой: нужно вложить в персонаж не только механику, главное – выразить его характер.

– В нашем деле все когда-нибудь пригодится и найдет применение. Вот купил где-то копеечную светодиодную свечку. Лежит она до поры до времени. Пройдет время, и мы из нее сделаем для спектакля, скажем, алмаз! И так со всем. Материалы закупаю в строительном отделе рынка на Ирчи Казака или на Анжи-базаре. Там меня многие знают. Как увидят, сразу говорят: «О, салам алейкум, кукольник!». На рынках я нахожу все то, что мне нужно для решения той или иной задачи, которую передо мной ставит художник-постановщик.

А задачи порой бывают такие, что не сразу поймешь, с чего начать. С каждым годом художники и режиссеры находят новые решения постановок, соединяют то, что ранее казалось несоединимым. Каждый раз, чтобы сделать задумку режиссера и художников реальной и осязаемой, Магомед Шахбанович преодолевает страх перед неизвестностью, проводя по многу часов в своей маленькой мастерской. Под рок-музыку 70-х годов создает все, что потом поможет кукле выйти в свет.

– Кого предпочитаете слушать в часы работы?

– В основном битлов. Это, конечно, недосягаемая величина. Записи других групп у меня тоже имеются. Deep Purple, например, часто слушаю. Музыка помогает сосредоточиться и получать удовольствие от монотонной работы.

– Сколько лет работаете в этой мастерской?

– На постоянной основе уже почти четыре года. Но дружу с кукольниками давно. Нередко, когда в театре ставились какие-то сложные постановки, меня вызывали, и я с радостью приходил на помощь. Моя основная профессия – заведующий производственной частью Кумыкского театра. Там я более 10 лет как работаю. Кукольный жанр – это нечто другое, синтез многих элементов. Порой поставят перед тобой такую задачу, что мама не горюй.

– И часто приходится решать их?

– Каждый раз, когда я получаю эскизы художника, испытываю поначалу страх. В голове множество вопросов. Какой лучше использовать материал? Как создать требуемый механизм? Но, как говорится, глаза боятся, руки делают. Начинаешь вникать, пробовать, и даже самая сложная на первый взгляд задача становится решаемой. Особенно я в этом убедился, когда работал над созданием спектакля «Алые паруса». Очень сложная была постановка, полгода коллектив театра над ней работал. Режиссер и художник-постановщик спектакля Виктор Никоненко – очень скрупулезный товарищ, поставил тогда передо мной сложную задачу – на сцене должны ожить 22 куклы, причем каждая по-своему. Какая-то из них время от времени должна была поднимать и опускать руку, а какие-то, в частности главные герои постановки, должны были жить так, чтобы ни на минуту не возникало ощущения, что это куклы, управляемые кем-то. Вдобавок ко всему требовалось создать и декорации. В общем, когда я получил чертежи и эскизы, пришел, можно сказать, в шок и долго не понимал, как буду все это воплощать в жизнь. Виктор Леонидович же сказал просто и безапелляционно: «Я ставлю задачу, а ты, как хочешь, так и воплощай!». Пришлось поломать голову, много чего нового открыть для себя, но в итоге, когда все стало потихоньку оживать на сцене, я сам не поверил. А Виктор Леонидович в один день, довольный работой, заявил: «Магомед, пройдёшь небольшую переподготовку и сможешь смело пойти работать в театр имени Образцова». Такая похвала была приятна. Я тогда понял, что нет ничего невозможного.

Как итог — на свет появился действительно шедевр, представший перед дагестанским зрителем в год 75-летнего юбилея Даггостеатра кукол. В последующем постановка была номинирована на самую престижную всероссийскую театральную премию «Золотая маска».

– Осознание того, что ваша работа позволила создать такой грандиозный проект, наверное, окрыляет?

– Честно сказать, я не считаю свой труд каким-то грандиозным. Спектакль – это командная работа. Моя задача – продумать механизмы, создать основу. Дальше подключаются остальные мои коллеги – бутафоры, художники, костюмеры, актеры… Каждый вносит свою лепту. Больше всего меня воодушевляют те моменты, когда я попадаю на показы спектаклей и вижу, как радуются дети. Видя восторг и удивление на их лицах, понимаю, что трудился не зря. Я, увы, по понятным причинам, не могу наблюдать за куклой, как обычный зритель. Смотрю спектакль больше для того, чтобы отметить для себя какие-то неполадки, что надо подкрутить, починить и так далее. В то же время приятно и радостно, что могу приложить руку к тому, что принесет детям счастье и ощущение реальности сказки.

А мы в свою очередь рады, что в нашей республике есть специалист, который может смело соперничать с образцовскими профессионалами, и благодарим Магомеда Шахбановича за то, что в своей маленькой, уютной мастерской он трудится ради того, чтобы, придя в Дагестанский государственный театр кукол, юные дагестанцы и их родители могли погрузиться в атмосферу чуда и волшебства.

Источник
Декораторы Жизни