Абдула Бечедов. Мое дело — документальное кино

Кино

У большинства из нас кино ассоциируется со всемирно известными киностудиями «Мосфильм», «Ленфильм», «Одесская киностудия», киностудия им. Горького, зарубежными: «Columbia Pictures», «Сentury fox», культовыми кинолентами, известными актерами. Но мир кино значительно шире, и во многих городах и селах есть режиссеры-самоучки, своими силами снимающие документальное кино. Какие мысли, идеи волнуют их, мы поговорили с членом Союза кинематографистов России, режиссером, оператором, сценаристом и руководителем киноклуба «Панорама» Абдулой Бечедовым.

Фильмами грезил с детства

— Кино меня интересовало с детства. Но я жил в горах, и ни о каких детско-юношеских творческих кружках, где бы можно было прикоснуться к миру кино, в то время и речи не было. Сейчас же на помощь могут прийти специальные программы мобильных телефонов, — рассказывает дагестанский кинорежиссер Абдула Бечедов.

В студенческие годы, обучаясь в Дагестанском государственном университете на факультете иностранных языков, помимо учебы, Абдула много времени уделял работе с видеокамерой, ведь для режиссера любого кино, в том числе и документального, очень важно знать работу кинооператора, научиться хорошо снимать самому. Без специального образования Абдуле это, конечно, давалось нелегко, но он и не думал оставлять свое увлечение, а наоборот, все больше вникал в его суть, изучал специальную литературу. Его знакомые, зная о пристрастии Абдулы к кинокамере, приглашали его снимать различные семейные и корпоративные мероприятия. Так постепенно он овладевал приемами операторского мастерства, стал присматриваться, интересоваться режиссерской работой.

– И вот когда я уже обзавелся семьей и работал по профессии, далекой от кинематографии, в мое распоряжение попала кассетная видеокамера, которая и помогла воплотить в жизнь давнюю мечту.

Тема для будущего кинофильма нашлась сразу: он посвящался не вернувшемуся с Великой Отечественной войны дедушке. Работа над сценарием поглотила его всецело. В ходе изучения материала Абдула открывал для себя все новые и новые грани войны, формируя представление о том, о чем должен будет повествовать фильм. Сам Абдула говорит, что главная идея его первого фильма – предложить молодому поколению задуматься о том, через какие испытания пришлось пройти участникам той войны, чтобы на земле воцарились мир, покой и справедливость. Этот его фильм стал дипломантом I Международного фестиваля имени С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж».

— Я знал, что дед пропал без вести, но память о нем должна была остаться. Также узнал, что таких, как он, то есть без вести пропавших, в Дагестане 90 тысяч человек, о многих сегодня некому даже вспомнить, а чьи-то подвиги так и остались незамеченными, — продолжает Бечедов.

abdula-bechedov-moe-delo-korotkometrazh_3

«Облако»

Погрузившись в новую для себя область деятельности, Абдула понял, что если он решил снимать кино, то должен идти в ногу со временем. Он говорит:

— Лет 10 назад, когда появились цифровые видеокамеры, способные давать на выходе качественное изображение, применять спецэффекты, отснятые фильмы пришлось переснимать на «цифру» и, овладев новой техникой, идти дальше. Но теперь свою творческую лабораторию приходится строить и с учетом Интернета. Если 5 лет назад для участия в кинофестивале отснятый фильм нужно было высылать на DVD-диске, то теперь даже на почту идти не надо. Все можно размещать в так называемом «Облаке» — виртуальной компьютерной памяти. Это в первую очередь удобно для пользователя: ему не надо думать о наличии свободной памяти на своем мобильном устройстве, достаточно нескольких кликов — и кино будет доступно.

Но и это не все. На You Tube я открыл свой канал и закачал туда все свои фильмы. Теперь, если хочу сообщить о своей работе, посылаю по Интернету ссылку. Так мои фильмы могут смотреть все, там же можно ознакомиться с комментариями или оставить свой, узнать количество просмотров.

Где искать тему, и как снять фильм?

Абдула Бечедов снял более 15 документальных кинолент. В них он рассказывает о том, что происходит рядом с нами. Так, в картине «Фронтовая журналистика» получила про­должение военная тема. Режиссеру удалось записать на камеру бесценные воспоминания бывшего главного редактора газеты «Дагестанская правда» Николая Комиссарова, который воевал на фронте и в своей части издавал «Боевой листок», а также военного водолаза Федора Зимбеля, впоследствии много лет работавшего фотокорреспондентом «Дагправды».

Бечедов впервые снял фильм и о дагестанской почтовой службе, в его творческой копилке документальные фильмы о Сочи, чернобыльцах, профессии врача. Им были сняты два фильма о великом поэте Дагестана Расуле Гамзатове: «Воспоминания о Расуле» (2010 год) и «Поэтическое наследие Р. Гамзатова» (2013 год) по заказу Министерства культуры РФ. Сейчас режиссер работает над завершением трилогии о народном поэте Дагестана Расуле Гамзатове.

Все эти документальные фильмы сняты на средства грантов, полученных автором в рамках всевозможных конкурсов для самодеятельных кинорежиссеров. А получить их – дело не простое. Здесь все, как говорится, упирается в наличие собственной киностудии. У кинорежиссеров, работающих в одиночку, таких нет, поэтому они должны искать ее. Важно выбрать ту, где работа будет выполнена на высоте.

– Сложность работы режиссера документального кино заключается в том, что ему необходимо сделать так, чтобы зритель больше обращал внимание не на самые ключевые и значимые моменты фильма, а на мимолетные детали, может быть, легкие штрихи к портрету героев киноленты. Документальный фильм, по его мнению, должен привлекать зрителя не обилием фактов и тематической насыщенностью, а как бы внутренней движущей силой. Режиссеру документального кино, в отличие от мастера игрового кино, нет нужды придумывать сюжеты, образы и характеры, не нужны ему, как правило, актеры и декорации: его материал – сама жизнь. Именно из жизни режиссер документального кино берет мгновения, способные поражать, нести высокие идеи, вызывать глубокие чувства – надо только суметь дождаться этого мгновения, увидеть его и вовремя «схватить» камерой, – говорит режиссер документального кино Абдула Бечедов.

«Панорама»

Киноклуб «Панорама» — это единственная площадка для любителей документального кино в Дагестане, которая существует с 2014 года, с тех пор, как Гильдия запустила проект открытия клубов документального кино. Но, к сожалению, в последнее время, киноклуб постоянные показы не проводит.

На просмотр документальных картин, который мы организовываем, зрители в основном приходят по сообщениям, в соцсетях. Зрители в основном взрослые. Интерес зрителей вызывают фильмы о других краях, известных личностях. Фильм — наблюдение люди смотреть оказались не готовы. Может быть, из-за новизны, а может из-за темперамента кавказского. Медленный ритм.

abdula-bechedov-moe-delo-korotkometrazh_2

По мнению режиссера, просмотр фильмов в киноклубах по стране всегда полезен, в том числе и самим документалистам. Режиссеры, операторы, которые смотрят кино со зрителем, получают большую пользу. Пообщаться, узнать, что вызывает интерес, каких фильмов не хватает. Это очень нужная вещь.

— Моя мечта: на эту площадку выносить разные вопросы по развитию документального контента, по продвижению фильмов. В качестве идеи, рассматриваю рассматриваю проведение на берегу Каспия киноинтенсива с насыщенной программой, сделать небольшие форум, мастер-класс. Важно не останавливаться в развитии своем, постоянно пополнять свой опыт, — поделился Абдула Бечедов.

Фильм-наблюдение

Если в начале своей кинематографической карьеры Абдула был готов посвятить съемкам весь день, то теперь понимает, что залог успеха – в плане.

— Я член Гильдии неигрового кино и ТВ. Эта творческая организация, занимающаяся исследованием документального кино, успешных историй. И сегодня у меня уходит больше времени на обоснование проекта, расписание монтажных листов. Документальное кино – нелегкий жанр. Чтобы соответствовать объективности, надо выслушать много мнений. Словом, на съемки иду только если подготовлен.

И все же свой главный фильм, в котором будет аккумулировано наработанное мастерство, Бечедов еще не снял. Но уже хорошо представляет, что это будет документальный фильм-наблюдение. Очевидно, что он должен быть снят правдиво, достоверно, чтобы воспринимался в любом уголке мира. И его основная тема — призыв сохранить мир на Земле, пропаганда извечных ценностей: любви, доброты, милосердия.

По материалам: Дианы Серегиной («Дагестанская Правда») и Махачкалинских известий
Фото: пресс-архив Абдулы Бечедова

Декораторы Жизни
Добавить комментарий