Об азарте художника, колониях для несовершеннолетних, художественном активизме, и о том, почему надо ходить на митинги, рассказала известная современная российская художница и куратор — Виктория Ломаско, встреча с которой состоялась 9 октября в «Пери инновации», где художница также, рассказала и о социальных проектах над которыми работала.
// Виктория Ломаско,
Окончила Московский государственный университет печати по специальности «художник книги». C 2008 года разрабатывает жанр «графический репортаж», существовавший в дореволюционной и советской России, но исчезнувший после развала СССР. Опирается на традиции российского репортажного рисунка (блокадные, концлагерные, военные альбомы). Автор лекций и статей о репортажной графике.
// кураторы одной из выставок Ломаско Н. Гончарова и А. Литвин
Именно она была в самом центре самых острых социальных и политических событий, «рисовала» суды над представителями современного искусства и социальными активистами, массовые акции протеста, русскую провинцию.
В проекте «Мигранты» Виктория зарисовывала людей, с которыми раньше ей не приходилось сталкиваться, которые существуют с москвичами в одном пространстве, но никогда не пересекаются. Один рисунок делается в течение пяти минут, прямо во время общения, изредка подправляется или дорисовывается. Рядом с человеком его фраза, иногда адресованная художнице, иногда подслушанная: «Быстрей рисуй, работать надо», — подгоняет один строитель Викторию, укладывая очередной ряд кирпичей.
Тяжелее всего в эмоциональном плане, признается художница, далось ей общение в ВИЧ-инфицированными людьми. При создании графических репортажей на эту тему Виктория узнала, что даже больная женщина может родить здорового ребенка, что есть семейные пары, в которых один партнер болен, а второй здоров, и что благодаря систематическому приему препаратов ВИЧ-инфицированный человек может прожить до глубокой старости.
Виктория Ломаско вместе с коллегами устраивала уроки рисования для заключенных детской исправительной колонии. Как педагог, Виктория разработала программу работы с молодыми заключенными. Пока осужденные выполняли задание, художница запечатлена на бумаге юношу, который рисовал иконы и говорил, что «на воле многое мешает поумнеть». Заключенные колоний вместе с Викторией познали и абстрактное искусство. С помощью геометрических фигур, линий, мазков ребята выражали на бумаге свое внутренне состояние. Все работы были собраны и изданы в виде календаря, которые разбирали заключенные, а потом раздаривали своим родителям, близким.
Посетителей семинара ожидал мастер-класс от художницы. Каждый взял альбомный лист бумаги, черную ручку и принялся рисовать трех людей из зала. Перед тем как раздать инвентарь для рисования Виктория показала особенности портрета в комиксах. Участникам мастер-класса предстояло сделать три портрета, гиперболизировав характерные черты человека, чтобы готовый образ был ярким и узнаваемым.
Следующим шагом мастер-класса было создание портрета и бабла с цитатой человека. Для выполнения этого задания участникам мастер-класса надо было общаться. Незнакомые люди садились друг на против друга, задавали личные вопросы и попутно делали зарисовки на белом листе.