Тема Великой Отечественной войны неисчерпаема и многогранна. Ей посвящены многие художественные произведения, к ней обращаются писатели, поэты, художники. Тема войны запечатлена и на полотнах кисти заслуженного художника РФ Альберта Хаджаева. Сюжеты о героях военного времени очень близки художнику, отец которого вместе с тысячами других дагестанцев ушел на фронт в 1941 году.
Среди многих известных имен художников Дагестана имя
Из воспоминаний Альберта Хаджаева:
Я начал рисовать еще в детстве, во время войны. Тогда не было даже мела, я брал уголек из печки и рисовал на заборах, на стенах зданий, на дороге… Но тогда я еще не думал о том, посвящу я свою жизнь изобразительному искусству или нет. Это были военные годы, и все мысли были направлены на то, где бы достать кусок хлеба и как пережить это страшное время. Вскоре я стал замечать, как прохожие с интересом смотрят на мои рисунки и осторожно обходят их стороной, чтобы не наступить, и меня это очень радовало.
По окончании школы у меня было огромное желание поступать в Ростовское художественное училище (на тот момент это было единственное художественное училище на Северном Кавказе), но не было средств даже на дорогу, и пришлось поступить в Буйнакский финансовый техникум. Однако я не переставал рисовать. Учителя, видя мои плакаты, афиши, в один голос говорили, что мне нужно учиться в художественном училище. Окончив с отличием техникум, я был призван в армию в город Дрезден (ГДР), где так же продолжал рисовать все, что требовалось на тот момент по службе. Спустя три года после завершения службы со мной заключили договор, и на правах офицера я остался работать художником. Появилась возможность выходить в город. Прекраснейший город Дрезден, поражающий своей красотой! И в первую очередь, конечно же, это Дрезденская галерея…
Мало кому из советских художников в самом начале творческого пути выпадало такое счастье — провести пять лет в самом сердце Европы, иметь возможность видеть, изучать шедевры западноевропейской живописи и архитектуры. Конечно, в те годы еще не до конца были преодолены последствия бомбардировки Дрездена в годы Второй мировой войны, продолжалось восстановление Дрезденской галереи, но она уже работала. И будущий классик дагестанского искусства неоднократно посещал замок Цвингер, замирая в восхищении перед полотнами гениев эпохи Возрождения.
Важно отметить, что никакие впечатления от шедевров мирового и отечественного искусства не подменят художнику жизненных впечатлений. Блестящее образование, широкий кругозор, эрудированность, верность принципам классического искусства составляют основу его живописной манеры, помогают создавать форму, а содержание всегда диктует сама жизнь.
Альберт Хаджаев создает серию работ, посвященную героям Гражданской и Великой Отечественной войны. «Здесь стояли насмерть» — одна из лучших его картин, созданная в память о простых дагестанцах, павших на полях сражений и защищавших свою Родину, чьи могилы находятся вдали от родного горного края.
Художник А.З. Хаджаев ставит и решает сложную нравственную задачу: раскрыть образы во внутреннем диалоге персонажа с событиями и переживаниями времени в картине «Здесь стояли насмерть», — пишет искусствовед Зинаида Гейбатова-Шолохова.
Программное полотно художника, написанное к 40-летию Победы, — эпическое и лирическое одновременно, повествующее о великой скорби и великом подвиге. Хаджаев из поколения «детей войны». Несмотря на то, что его отец раненым вернулся с фронта, образы горянок, так и не дождавшихся своих близких, навсегда остались в его памяти. Их стойкость и верность, жертвенность, беззащитность и смирение запечатлел он в своем произведении.
Еще одна работа, посвященная героям Гражданской и Второй мировой войны, — «Теплая осень», созданная в 1973 году, хранится в музее села Унчукатль Лакского района. В центре картины старики, которые сидят на годекане и наслаждаются последними солнечным осенними деньками. Они заслужили эту спокойную старость, эту теплую осень жизни, потому что их «весна» пришлась на роковые революционные годы, а «лето» — на суровые годы Великой Отечественной войны. Рассказы их дедов об Ахульго эхом отзываются в сердцах, но сейчас покой и умиротворение разлиты в прозрачном осеннем воздухе.
Кисти Альберта Хаджаева принадлежит портрет первой летчицы-парашютистки Дагестана Бавер Фаталиевны Джафаровой (1985 г.), прославившей Дагестан своими рекордами в летном деле, за что была награждена орденами и медалями.
Из воспоминаний художника о первой встрече с Бавер Джафаровой:
Проработав два года в Германии, я вернулся на родину. Меня сразу приняли на работу художником в клуб им. Колышкина. Вскоре по моему проекту в Махачкале построили открытую летнюю площадку в виде ракушки, на которой я параллельно художественной деятельности выступал в составе Вокально-инструментального ансамбля под названием «Зеленые огоньки» (в Германии я научился играть на гитаре и привез на родину что-то небывалое в то время – электрогитару). Не прошло и 6 месяцев с моего приезда из Дрездена, обо мне узнала на тот момент директор кинотеатра «Темп» (ныне «Дружба») Бавер Фаталиевна. Она лично приехала и попросила перейти работать художником к ней, но, услышав от меня, что я не могу оставить своих друзей-музыкантов, забрала меня вместе с моим ансамблем к себе, предоставив работу мне как художнику и моему ВИА. Проработав два года у Бавер Джафаровой, я поехал поступать в Тбилисскую академию художеств — самую престижную Академию художеств в то время.
Полотна кисти Альберта Хаджаева, независимо от того, к какому жанру они относятся, отличает внутреннее единство в решении идейно-творческих, эстетических и нравственных проблем.
Текст: Мадина Хаджаева