Тема Войны в творчестве художника Альберта Хаджаева

Тема Великой Отечественной войны неисчерпаема и многогранна. Ей посвящены многие художественные произведения, к ней обращаются писатели, поэты, художники. Тема войны запечатлена и на полотнах кисти заслуженного художника РФ Альберта Хаджаева. Сюжеты о героях военного времени очень близки художнику, отец которого вместе с тысячами других дагестанцев ушел на фронт в 1941 году.

Среди многих известных имен художников Дагестана имя Альберта Хаджаева отмечают часто. Между тем это художник, стоящий особняком,мастер высокого класса, продолжатель лучших традиций реалистической школы живописи. Художник, не подверженный модным, современным течения в живописи. Он ценит настоящий профессионализм и искренность в реалистическом искусстве, но признает любые течения в мире искусства, если за этим подлинный поиск и настоящие творческие находки.

Тема Войны в творчестве художника Альберта Хаджаева

Из воспоминаний Альберта Хаджаева:

Я начал рисовать еще в детстве, во время войны. Тогда не было даже мела, я брал уголек из печки и рисовал на заборах, на стенах зданий, на дороге... Но тогда я еще не думал о том, посвящу я свою жизнь изобразительному искусству или нет. Это были военные годы, и все мысли были направлены на то, где бы достать кусок хлеба и как пережить это страшное время. Вскоре я стал замечать, как прохожие с интересом смотрят на мои рисунки и осторожно обходят их стороной, чтобы не наступить, и меня это очень радовало.

По окончании школы у меня было огромное желание поступать в Ростовское художественное училище (на тот момент это было единственное художественное училище на Северном Кавказе), но не было средств даже на дорогу, и пришлось поступить в Буйнакский финансовый техникум. Однако я не переставал рисовать. Учителя, видя мои плакаты, афиши, в один голос говорили, что мне нужно учиться в художественном училище. Окончив с отличием техникум, я был призван в армию в город Дрезден (ГДР), где так же продолжал рисовать все, что требовалось на тот момент по службе. Спустя три года после завершения службы со мной заключили договор, и на правах офицера я остался работать художником. Появилась возможность выходить в город. Прекраснейший город Дрезден, поражающий своей красотой! И в первую очередь, конечно же, это Дрезденская галерея...

Мало кому из советских художников в самом начале творческого пути выпадало такое счастье - провести пять лет в самом сердце Европы, иметь возможность видеть, изучать шедевры западноевропейской живописи и архитектуры. Конечно, в те годы еще не до конца были преодолены последствия бомбардировки Дрездена в годы Второй мировой войны, продолжалось восстановление Дрезденской галереи, но она уже работала. И будущий классик дагестанского искусства неоднократно посещал замок Цвингер, замирая в восхищении перед полотнами гениев эпохи Возрождения.

Важно отметить, что никакие впечатления от шедевров мирового и отечественного искусства не подменят художнику жизненных впечатлений. Блестящее образование, широкий кругозор, эрудированность, верность принципам классического искусства составляют основу его живописной манеры, помогают создавать форму, а содержание всегда диктует сама жизнь.

Тема Войны в творчестве художника Альберта Хаджаева

Альберт Хаджаев создает серию работ, посвященную героям Гражданской и Великой Отечественной войны. "Здесь стояли насмерть" - одна из лучших его картин, созданная в память о простых дагестанцах, павших на полях сражений и защищавших свою Родину, чьи могилы находятся вдали от родного горного края.

Художник А.З. Хаджаев ставит и решает сложную нравственную задачу: раскрыть образы во внутреннем диалоге персонажа с событиями и переживаниями времени в картине "Здесь стояли насмерть", - пишет искусствовед Зинаида Гейбатова-Шолохова.

Программное полотно художника, написанное к 40-летию Победы, - эпическое и лирическое одновременно, повествующее о великой скорби и великом подвиге. Хаджаев из поколения "детей войны". Несмотря на то, что его отец раненым вернулся с фронта, образы горянок, так и не дождавшихся своих близких, навсегда остались в его памяти. Их стойкость и верность, жертвенность, беззащитность и смирение запечатлел он в своем произведении.

Тема Войны в творчестве художника Альберта Хаджаева

Еще одна работа, посвященная героям Гражданской и Второй мировой войны, - "Теплая осень", созданная в 1973 году, хранится в музее села Унчукатль Лакского района. В центре картины старики, которые сидят на годекане и наслаждаются последними солнечным осенними деньками. Они заслужили эту спокойную старость, эту теплую осень жизни, потому что их "весна" пришлась на роковые революционные годы, а "лето" - на суровые годы Великой Отечественной войны. Рассказы их дедов об Ахульго эхом отзываются в сердцах, но сейчас покой и умиротворение разлиты в прозрачном осеннем воздухе.

Кисти Альберта Хаджаева принадлежит портрет первой летчицы-парашютистки Дагестана Бавер Фаталиевны Джафаровой (1985 г.), прославившей Дагестан своими рекордами в летном деле, за что была награждена орденами и медалями.

Тема Войны в творчестве художника Альберта Хаджаева

Из воспоминаний художника о первой встрече с Бавер Джафаровой:

Проработав два года в Германии, я вернулся на родину. Меня сразу приняли на работу художником в клуб им. Колышкина. Вскоре по моему проекту в Махачкале построили открытую летнюю площадку в виде ракушки, на которой я параллельно художественной деятельности выступал в составе Вокально-инструментального ансамбля под названием "Зеленые огоньки" (в Германии я научился играть на гитаре и привез на родину что-то небывалое в то время – электрогитару). Не прошло и 6 месяцев с моего приезда из Дрездена, обо мне узнала на тот момент директор кинотеатра "Темп" (ныне "Дружба") Бавер Фаталиевна. Она лично приехала и попросила перейти работать художником к ней, но, услышав от меня, что я не могу оставить своих друзей-музыкантов, забрала меня вместе с моим ансамблем к себе, предоставив работу мне как художнику и моему ВИА. Проработав два года у Бавер Джафаровой, я поехал поступать в Тбилисскую академию художеств - самую престижную Академию художеств в то время.

Полотна кисти Альберта Хаджаева, независимо от того, к какому жанру они относятся, отличает внутреннее единство в решении идейно-творческих, эстетических и нравственных проблем.

Текст: Мадина Хаджаева

ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Читайте также: