Театральное искусство Дагестана

Театр Дагестана также многогранен и разнообразен, как и сам многонациональный Дагестан. Здесь нашлось место и искусству аварцев, и театральным традициям кумыков и лезгин, а также лакцев, даргинцев и других народов, населяющих республику.

Театральная деятельность в республике представлена деятельностью 12 государственных профессиональных театров. Они все говорят на разных языках, у каждого свое лицо и неповторимая индивидуальность, свой репертуар, профессионально подготовленные труппы артистов, профессиональная национальная режиссура и целая плеяда сценографов, декораторов и работников цеха.

У истоков дагестанского сценического искусства стояли выдающиеся мастера национальных театров: народная артистка СССР Барият Мурадова, народный артист РСФСР Алим Курумов, Тажутдин Гаджиев, Мурадхан и Шамси Кухмазовы, Зайнаб Набиева, Махмуд Абдулхаликов, Патимат Хизроева, народный артист РФ Наби Ибрагимов и заслуженный деятель искусств РФ Мустафа Ибрагимов, заслуженный артист РСФСР Магомед Мусалаев и Шагун Ибрагимова, Софья Токарь и Таисия Романова и многие другие.

Двенадцать разновеликих по сценическому опыту и профессиональному уровню – все как один служат дагестанскому народу, своей солнечной республике, прививая идеи гуманизма и интернациональной дружбы вместе с пропагандой национальных традиций народов Дагестана.

Истоки театрального искусства

Драматическая школа любого народа берет начало в старинных обрядах и сказаниях, которые, по сути, представляли собой первые представления. Сюда же можно отнести традиции праздников и национальных танцев. Другая составляющая театра – развлечения, в роли которых раньше выступали жонглеры, акробаты, в Дагестане народ также развлекали домбаи – так называемые народные комики.

Русский драматический театр им. М.Горького, спектакль «Тартюф»

От площадей к храмам искусства

В начале 20 века появляются первые любительские театры. В 1906 году дебютные представления прошли у лезгин, с постановки спектакля «Буржали», в основу которого легли фольклорные материалы, в 1914 – у лакцев, в 1916 году – у кумыков. Однако на тот момент театральное искусство пребывало на уровне художественных кружков при заводах, клубах и молодежных организациях.

В 1925 году открывается первая профессиональная сцена – Русский драматический театр в Махачкале, где для развития театрального искусства организовали драматическую студию. Ученикам преподавали основы актерского мастерства, пластики, режиссуры, грима, создания декораций и костюмов.

Кумыкский музыкально-драматический театр им. А-П.Салаватова, спектакль «Ханума»

В 1930 году в Махачкале открывается Кумыкский театр, ныне – Кумыкский музыкально-драматический театр им. А-П. Салаватова. Пять лет спустя в селе Кумух возник Лакский драматический театр, а вслед за ним Лезгинский театр в селении Ахты и Аварский драмтеатр в селе Хунзах. Все они сохранились и работают до сих пор, принимая на своих сценах местных актеров и звездных гостей. Свой театр были у татов, и у азербайджанцев, в большом количестве проживавших в Дербенте.

Главная проблема, с которой столкнулись новые учреждения культуры – острая нехватка актеров, режиссеров и смежных специальностей. Если в России профессиональные театральные труппы существовали и гастролировали уже в середине 19 века, в республиках Кавказа все это было в новинку. Тем не менее, дагестанские театры успешно развивались, обменивались репертуаром и опытом, нарабатывали собственные традиции и профессиональные секреты. Поскольку развитие их пришлось на советскую эпоху, большинство постановок были посвящены социалистической и революционной темам. Также в репертуар входили спектакли по пьесам классиков.

Аварский музыкально-драматический театр им. Г.Цадасы, литературно-музыкальная композиция «Уроки жизни» Г. Цадасы

Особенности национальных театров

Хотя все национальные театры работали в одинаковых условиях постреволюционной, а затем и послевоенной действительности, каждый имел свои особенности. В частности, Кумыкский театр хорошо известен постановками с острыми конфликтами и психологической глубиной каждого образа. Наряду с классическими драмами здесь были популярны комедии с так называемым бытовым юмором. В Лакском театре в почете были лирические постановки, большое внимание уделялось проработке образов и деталей. Актеров труппы выделяла мягкая манера игры и сентиментальность. Театр лезгин тяготел к романтизму, а труппа Аварского театра делала ставку на темперамент – их герои всегда яркие, эмоциональные.

Все театры Дагестана объединяла любовь к музыке и танцам. Редкая постановка обходилась без музыкально-песенного сопровождения, а самым популярным жанром была музыкальная драма.

Лакский музыкально-драматический театр им. Э.Капиева, спектакль «Волчья свадьба»

Новый этап

В 1950-е годы коллектив дагестанских театров значительно вырос за счет молодых актеров, окончивших различные студии. К тому времени в республике действовало больше десятка народных театров, в том числе кукольный, песни и танцев, народных танцев.

В 2001 году список дагестанских театральных учреждений пополнился Государственным ногайский и табасаранским драматическими театрами, получившими известность благодаря постановкам на произведения северокавказских драматургов.

Самый молодой театр Дагестана «Театр Поэзии», который был официально открыт 26 июля 2015 года. В этот день состоялась премьера поэтическо-музыкально спектакля «В поисках Страны Поэзии», а также вернисаж выставки «Учитель и ученик».

Театр Поэзии, спектакль «Я родилась зимою…», Фазу Алиева (роль исполняет заслуженная артистка РД Майсарат Абдулмеджидова)

Сейчас в Дагестане работает 12 театров. У каждого из них своя индивидуальность, свой язык, своя режиссура. Местные труппы успешно гастролируют по России и зарубежью, участвуют в фестивалях, конкурсах и занимают призовые места. А со сцены звучат, как пьесы Шекспира, Мольера или Островского, так и современных авторов, в том числе дагестанских.

Декораторы Жизни
Добавить комментарий