В культурном наследии каждого народа бывают такие художественные произведения, которые во все времена притягивают к себе внимание людей. Одним из таких является героический эпос «Шарвили», послуживший литературной основой для одноименной оперы Магомеда Гусейнова.
Идею о создании оперной постановки «Шарвили» Магомед Азизханович Гусейнов – помощник художественного руководителя Дагестанского театра оперы и балета, член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств России, вынашивал давно. Премьера национальной оперы на русском языке «Шарвили» состоялась 19 апреля 2013 года в Дагестанском театре оперы и балета.
Как известно, при создании оперы композиторы обращаются к различным жанрам художественной литературы: эпосам, мифам, летописям, поэмам, повестям, романам и т.д. Несомненно, во многом от удачного выбора литературной основы, зависит успех у зрителей. Вопрос о выборе литературной основы для оперы у Магомеда Гусейнова не возникал, её сюжетом стал лезгинский народный героический эпос «Шарвили» – знакомый с детства образ могучего богатыря.
Лейтмотив эпоса «Шарвили» – это борьба добра со злом. Добро олицетворяют сам Шарвили и простой народ, а зло – иноземные завоеватели и нечистые силы. В этой борьбе добро торжествует, а зло терпит поражение. Эпос «Шарвили», созданный в далеком прошлом, до сих пор остаётся любимым произведением устного поэтического творчества народа, и является одним из ярких страниц дагестанского фольклора, повествующий о ранней истории Дагестана.
«До настоящего времени, ни в кино и драматургии, ни тем более в музыке не было освещения истории, когда кавказцы вместе отстаивали свою независимость. Об этом свидетельствуют только легенды, эпические песнопения, которые не должны исчезнуть. Для этого я и написал оперу, где определил для себя задачу – воскресить старинные народные песни, танцевальные ритмы, музыку и игры» – говорит Магомед Гусейнов.
Вполне заслуженно можно сказать, что опера «Шарвили» является одной из масштабных в репертуаре Дагестанского театра оперы и балета и Магомеда Гусейнова, отражающей в историю культуры лезгинского народа, художественно-образную, мифологическую и практическую формы восприятия нашими предками окружающего мира и повседневных событий, быта, семейного и житейского уклада, культуры человеческих отношений, любви и ненависти, дружбы и вражды в обществе.
Главным героем оперы является Шарвили. Это сильный, могучий, достойный герой, оказывающий своему народу помощь, когда на родную землю нападают внешние враги. Он почитает дружбу, Отечество, народ. Ради них готов вступить в бой, сражаться с врагами, пожертвовать жизнью. Он никого не боится и готов в любое время бороться.
Суть, содержание музыкальной речи в опере, ее интонация, восходят в своей основе к древнему лезгинскому фольклору. Лирические страницы оперы связаны с прекрасным образом Эквер – храброй и преданной возлюбленной Шарвили. Законами жанра героико-эпической и лирической оперы на фоне борьбы народов Кавказской Албании против иноземцев, музыкальному развертыванию придается характер мужества и величавости.
Опера объединяет музыкальную культуру кавказских народов, где, несмотря на различия, много общего в обычаях, религии, свадебных обрядах, праздниках и образе жизни. В этом главная новизна музыкальной культуры Магомеда Гусейнова, когда мелодии тысячелетней давности исполняются в том звучании, в каком они бытовали во времена Кавказской Албании, и в опере, маэстро использует старинные мелодии, которые наверняка имеют много общего с музыкой тех далеких времен.
Наряду с известными солистами, на сцене в качестве героев участвуют и артисты хора, задействованные в хоровых сценах, насыщенных старинными народными песнями в современной симфонической интерпретации. Большая роль отведена балетным сценам, в которых автору удалось воссоздать старинные танцевальные ритмы. И все это помимо ярких костюмов и красочных декораций в сценическом действии.
Традиционные черкески, к которым зритель уже привык, если вспомнить оперы «Хочбар», «Йырчи Казак», тут сменяются на древнеримские хитоны и одежды древних албанцев. Конечно, классические хитоны известны людям ещё из школьных учебников по истории, а вот одежду древних албанцев никто не знает, что-то пришлось дофантазировать художникам театра.
Героический эпос играет важную роль в формировании национального самосознания и сплочении каждого народа. Эпос «Шарвили», получивший яркое отражение в оперной постановке Дагестанского театра оперы и балета – не исключение. Он и впредь будет вдохновлять людей на благородные и справедливые поступки, а герой эпоса – Шарвили – на все времена будет символом борьбы за свободу и справедливость.
Опера «Шарвили» реализована силами дирижера-постановщика Новруза Шахбазова, режиссера-постановщика Дианы Бижитуевой, главного художника Ибрагимхалила Супьянова, художника по костюмам – Хадижат Алишевой, хореографа-постановщика Мусы Оздоева, хормейстера Натальи Макеевой, музыкального руководителя проекта Магомеда Гусейнова.
Действующие лица и исполнители:
Шарвили – А.Велибеков / С.Поздняков
Эквер – С.Мусаева / З.Даибова
Кас-Буба – М.Абасов / А.Магомедмирзаев
Даглар – А.Омаргаджиев / Я.Исаков
Цуквер – С.Беймурзаева / Л.Комаревцева
Алпан – Т.Курачев / М-Р.Заваев
Кузнец Дахар – М-Р.Заваев / Т.Мамедов
Распорядитель – Т.Курачев / М.Камалов
Гонец – А.Рамазанов / Р.Магомедов