Праздник первой борозды

Здесь все серьезно. Плуг в землю погружает не абы кто, швыряют в него тоже не чем попало, воду вообще просеивают ситом. А для того, чтобы проверить, готова ли почва, есть специальный древний прибор.

Мир наших предков был живым — от неба до последнего камешка. Все вокруг обладало душой и требовало уважительного обращения. Язычники знали: земля — это женщина. Чтобы она родила хороший урожай, достойный и удачливый человек должен вскрыть ее плугом и бросить семя. Недаром этот обряд кавказцы называли свадьбой поля и оплодотворением пашни. Проводили его не в определенную дату, а когда земля была готова. Только после множества церемоний крестьяне с уверенностью начинали весенний сев.

Prazdnik_pervoi_borozd_1

Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. Правда, отдельные скептики утверждают, что здесь он был заново придуман в пятидесятые годы местным партийным руководством, но мы им верим лишь отчасти — советская власть, наравне с прочими потрясениями, оставила на древнем обряде свой отпечаток, так что теперь это причудливая смесь языческих ритуалов и мусульманских молитв с неистребимым привкусом эпохи строительства коммунизма. Добавьте гремучий кавказский темперамент, удивительные пейзажи и счастье от окончания зимы, длящейся в горах до полугода, хорошенько взболтайте на извилистых дагестанских дорогах, украсьте веточкой яблони, которая зацветает еще под снегом, и вы получите коктейль, отказаться от которого решительно невозможно.

Ну как не выпить за хороший урожай?

КАВКАЗСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО ПОХОЖЕ НА ВИД СПОРТА, ДОСТОЙНЫЙ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОЛИМПИЙСКУЮ ПРОГРАММУ.

В конце марта — начале апреля один из трех районов лакского селения Балхар принимает гостей. Туда приходят мужчины со всего аула. На длинных столах их дожидаются глиняные кувшины с бузой — ячменным хмельным напитком, похожим на квас, пироги-чуду, вареники-кюрзе. Не хватает только праздничного деревца, на котором развешаны вареные яйца, бублики и сладости, — его ставят лишь аварцы и даргинцы. Кавказское гостеприимство похоже на вид спорта, достойный включения в олимпийскую программу. Все пытаются превзойти щедростью и район, дежуривший в прошлом году, и собственных соседей. Иногородних гостей буквально разрывают на части, так что случается завтракать дважды, обедать трижды, а от десятка ужинов и вовсе прятаться, как заправский партизан.

Prazdnik_pervoi_borozd_2

Больше всего гостей — в доме начальника сельской почты Омара Даудова. Именно ему предстоит сегодня погрузить плуг в землю-матушку. Дело это серьезное: от удачливости пахаря зависит будущий урожай у всех крестьян в округе. Поэтому быть избранным на эту роль — большая честь и огромная ответственность.

Возле ворот переминается с ноги на ногу задумчивая лошадь с ленточками в гриве. Когда-то соху тянули здоровенные быки с раскрашенными рогами, олицетворявшие мужское плодородие. Сейчас сельчане обычно вспахивают отвоеванные у горных склонов крохотные участки на осликах, но для праздника выбрали животное посолиднее. Соха где-то затерялась, ее место занял блестящий плуг с инновационной защитой — старой шиной, надетой на острие, чтобы не вспахать ненароком и всю дорогу до поля.

— ПЕЙ БУЗУ! БЕЗ БУЗЫ НИКАК НЕЛЬЗЯ! — подмигивает местный острослов Магомед, звонко чокаясь с Омаром.

В доме наслаждаются заслуженным угощением женщины со всего селения — они давно принесли сюда всевозможные яства, а потом еще долго помогали по хозяйству. Мужчины рассаживаются за столом прямо во дворе. Русские салаты стоят вперемешку с лакскими хинкалами, черным горохом и густым толокном. Из глиняных кувшинов льется в кружки белая пенистая жидкость.

Неумолимая спираль

Герою праздника Омару не позавидуешь. Он облачен в вывернутый шерстью наружу тяжелый тулуп и гигантскую лохматую папаху. На ногах — дедовские чувяки, перетянутые кожаными шнурками. Будущий пахарь щурится под жарким весенним солнышком. Но вот бородатый глава села Абдулджалил Абакаров командует по-лакски в мегафон, и короткое пиршество окончено. Пора приступать к делу. Мулла произносит молитву о ниспослании хорошего урожая, старики задумчиво нашептывают ее зернам, согревая их в ладонях. На ворота залезает молодой джигит с кувшином, явно позаимствованным у матери или сестры, — с такими женщины ходят за водой к источнику в центре селения.

Prazdnik_pervoi_borozd_7

ВЗЛЕТАЮТ В ВОЗДУХ И ПАДАЮТ НА ПРОЦЕССИЮ РОССЫПИ КОНФЕТ, ПРИГОРШНИ РИСА И ГРЕЦКИХ ОРЕХОВ. ДА БУДЕТ УРОЖАЙ ОБИЛЬНЫМ, А ЖИЗНЬ — СЛАДКОЙ!

Prazdnik_pervoi_borozd_8

 

 

 

 

 

 

 

Омар торопливо натягивает на папаху целлофановый пакет — против традиции не попрешь, а шапка дорогая и вдобавок чужая. Джигит наклоняет кувшин, вода щедро льется на могучий тулуп. Кто-то подставляет сито, и струя разлетается тысячей мелких брызг. Пусть не будет засухи и ростки пшеницы не узнают, что такое жажда! Взлетают в воздух и падают на процессию россыпи конфет, пригоршни риса и грецких орехов. Да будет урожай обильным, а жизнь — сладкой!

Сельчане гигантской толпой идут через деревню на поле. Старики и дружинники с красными повязками читают молитвы, молодые ребята снимают видео на мобильники. Наконец, Омар под одобрительные возгласы проводит первую борозду.

Prazdnik_pervoi_borozd_9

Сделать это не так легко. Когда на поле лежит снег, пахаря забрасывают снежками. Но сейчас оттепель, поэтому в барашковый тулуп со всех сторон летят здоровенные комья земли. К счастью, традиция запрещает швырять камни — иначе колосья побьет град. Сделав круг, почтальон передает плуг другим мужчинам, и все они под непрекращающимся земляным обстрелом невозмутимо ведут его по сужающейся спирали, пока не вспахивают всю делянку. Да будут побеги нового урожая такими же стойкими!

Под Deep Purple и земля лучше родит

Молодежь радостно бежит обратно в селение, обгоняя пожилых женщин в черных одеждах, хором поющих невыразимо печальную песню. Следом тарахтит маленький трактор. На нем гроздьями висит детвора, в кабине восседают мужчины, а на капоте примостился раскрасневшийся Магомед с цигаркой в зубах, браво размахивающий ослиной челюстью, подобно библейскому Самсону. В узком проезде между домами трактор проваливается в сточную канаву, и новоявленный Самсон летит вверх тормашками.

Prazdnik_pervoi_borozd_3

Начинаются соревнования по бегу. На импровизированной трибуне восседают самые уважаемые люди Балхара с большими фигурами из теста в руках.

— Жаль, бород маловато, — критически говорит один из сельчан.

— Раньше на скамейках целый день старейшины сидели. Даже летом в тулупе, и бородища до пояса. С такими не забалуешь! А нынче старики ненастоящие, с бритыми щеками, вот и распускается молодежь…

СОВЕТСКИЕ МЕЛОДИИ ПЛАВНО ПЕРЕХОДЯТ В ЛЕЗГИНКУ, ТА — В ТРАДИЦИОННЫЙ ЛАКСКИЙ МОТИВ, КОТОРЫЙ ВНЕЗАПНО СМЕНЯЕТ, КАЖЕТСЯ… DEEP PURPLE?

К недостаточно бородатым аксакалам бегут по очереди через весь майдан дети, юноши и девушки, а потом и взрослые дылды — глаза азартно блестят, руки сами хватают соперника за рубашку. Примчались, перевели дыхание — и на окраину села, где проходят скачки — по-старинному, без седла. Когда-то на празднике проводили собачьи и петушиные бои, но сейчас такие развлечения редки и не вполне легальны. Зато на центральной площади всех веселит выбравшийся из канавы Магомед — папаха лихо заломлена на затылок, в руках — аккордеон, рядом — барабанщик орудует вилками вместо палочек. Советские мелодии плавно переходят в лезгинку, та — в традиционный лакский мотив, который внезапно сменяет, кажется… Deep Purple?

Танцуют все — пятилетний мальчишка с прекрасной выпускницей школы, юный джигит с улыбающейся старушкой. Матери подносят младенцев к окнам, чтобы те тоже видели праздник. Каждый получает свою долю веселья и доброго внимания.

Prazdnik_pervoi_borozd_4

Prazdnik_pervoi_borozd_5

Prazdnik_pervoi_borozd_6

***

Дед Абакар, заранее припасший две огромные кастрюли шашлыка и бутыль чачи, увозит гостей селения куда-то за холмы. Возвращается он лишь поздно вечером, когда команды начальственного мегафона уже смолкли, а музыканты разошлись по домам. Только дюжина горцев сидит, поеживаясь от ночного холода, на длинной череде стульев возле магазина и обсуждает минувший праздник. Скоро им всем предстоит запрягать осликов, доставать инновационные плуги и возделывать поля — благо, праздник прошел как надо, а значит, урожай будет хорошим.

Текст и фото: Владимир Севриновский,
«Это Кавказ» – информационно-познавательный проект ТАСС
Оцените статью
Декораторы Жизни