Многие величайшие актеры бесподобны на сцене – но именно благодаря кино они становились известными и горячо любимыми широкой публикой, как на родине, так и за ее пределами. В числа таких актеров, несомненно, входит и Иннокентий Михайлович Смоктуновский.
Самую точную оценку себе как актеру дал сам Иннокентий Михайлович. Незадолго до смерти Смоктуновский летел в самолете вместе с Олегом Ефремовым. Он долго вглядывался в иллюминатор, а потом, повернувшись к Ефремову, без тени бахвальства, очень серьезным тоном, тихо сказал:
Знаешь Олег, а я ведь – космический актер…
Иннокентий Смоктуновский. Безусловный гений. Без доли сомнения, можно утверждать, что со времени его неповторимого исполнения роли датского принца в изумительной экранизации «Гамлета» великого Григория Козинцева, Смоктуновский стал актером номер один всего мира. Были и есть величайшие актеры, которые в прошлом, либо сейчас, близки к его актерскому гению, но до его уровня все же не дошли. У каждого, несомненно, есть свои индивидуальные предпочтения, но – Смоктуновский до сей поры остается на недостижимой пока для других актеров высоте.
А ведь начало жизни этого человека вообще не указывало на то, что он будет не только гением, но и просто актером. Смоктуновский родился в глухой белоруской деревушке в семье крестьян. Голод согнал семью с родной земли, и они обосновались в Красноярске. Иннокентий Смоктуновский воспитывался в семье тети, пошел в школу. Именно в Красноярске он впервые посетил театр и заболел им. Смоктуновский записался в школьный драмкружок и одновременно с этим пошел учиться на киномеханика. Но война прервала его учебу.
В 1942 году погиб отец. В 1943 году Иннокентий отправился на фронт. Он участвовал во многих кровопролитных сражениях. В мае 1944 года Смоктуновский продолжил воевать в звании старшего сержанта. Скоро война закончилась и что удивительно, за все время военных действий Иннокентий Михайлович не был даже ранен. Судьба его хранила для великого будущего.
После войны он устроился в театральную студию при Красноярском театре. Но даже в пору ранней актерской юности в нем говорил неуживчивый характер. Он не смог найти общий язык с главным режиссером и был выдворен из театра. Затем отправился в Норильск, где Смоктуновский устроился в труппу Второго заполярного театра драмы и музыкальной комедии. Его талант был замечен и он, играя много ролей, прошел великолепную профессиональную школу. С ним вместе в театре работали такие звезды, как Жженов, Лукьянов, Юровская. Именно Георгий Жженов, оценивая грани таланта Смоктуновского, посоветовал тому попробовать свои силы в Ленинграде.
Актёр вскоре действительно уехал из Норильска, но не Москву или в Ленинград, а в Махачкалу, где служил в Русском драматическом театре. Тут он женился на актрисе Римме Быковой, и в 1952 году актерская чета переехала в Сталинград, для работы в местном драмтеатре. За эти годы ему довелось сыграть Белогубова в «Доходном месте» А. Островского и даже Хлестакова, дважды – в Махачкале и в Сталинграде.
В 1955 году Смоктуновский перебрался в Москву. Несмотря на посильную помощь, которую оказывали его друзья Римма и Леонид Марковы, Смоктуновский нигде не мог найти работу. Да-да, великого актера никакой театр не хотел брать на службу, даже статистом. Смоктуновский жил впроголодь и испытывал большие трудности. Он был рад, когда устроился в Ленком, где играл в ролях без слов. Но судьба вскоре преподнесла ему подарок, который звали Саломея. Молодые люди полюбили друг друга. Иннокентий Михайлович до конца жизни трепетно относился к своей Соломке, так он нежно звал супругу.
Саломея работала в костюмерных мастерских театра художником-костюмером и имела много друзей в столичной артистической среде. Одним из них был известный режиссер Леонид Захарович Трауберг. Благодаря хлопотам Трауберга Смоктуновский смог устроиться в Театр-студию киноактера. Здесь Смоктуновский играл в одной пьесе вместе с Еленой Кузьминой, а она была замужем за великим режиссером Михаилом Роммом. Благодаря рекомендации жены Ромм снял молодого актера в своем фильме «Убийство на улице Данте». В том же 1956 году Смоктуновский сыграл лейтенанта Фарбера в фильме Александра Иванова «Солдаты». Сыграл превосходно, и именно в этой роли его заметил Георгий Товстоногов, который пригласил Смоктуновского в театр БДТ, где новичку была поручена роль князя Мышкина.
Сразу после этой роли стало понятно, что в советском театре появился великий актер. После «Идиота» на Смоктуновского посыпались предложения сниматься в кино. В 1959 году он, вместе с Татьяной Самойловой, Василием Ливановым и Евгением Урбанским, играет в фильме великолепного Михаила Калатозова «Неотправленное письмо».
Ну, а потом был «Гамлет» Григория Козинцева. Просто невообразимое исполнение – актер потрясает, завораживает, чарует. Смоктуновский первый раз в кино показал, что может делать со зрителем все, что пожелает.
Фильм получил премии многих престижных фестивалей. Уж как сведущи в шекспировских пьесах земляки великого драматурга средневековья, они тоже признали, что советский Гамлет был сильнее, чем английский в исполнении Оливье. Фильм «Гамлет» был признан в Англии лучшим иностранным фильмом, и в этом огромная заслуга Иннокентия Смоктуновского. На родине его тоже оценили – Смоктуновскому была присуждена Ленинская премия.
И вот, после этой роли, которая покорила мир, Смоктуновский согласился сняться в роли Юрия Деточкина в кинокомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Какое искусство перевоплощения! Где тот статный, с прямой спиной, с величественной походкой и королевскими манерами Гамлет? Пред нами в картине Рязанова предстает сутулый, растерянный, суетливый человек. Невозможно представить, что год назад актер играл датского принца. Однако режиссер и актер напоминают зрители об этом: когда в фильме показывают сцены из «Гамлета», поставленного на сцене самодеятельного театра. Смоктуновский великолепен, и его почитатели убеждаются, что их кумир может воплотить на экране любой образ.
Что касается театра, то Смоктуновский, после того, как покинул БДТ, недолго работал в Малом театре, а потом перешел в МХАТ к Олегу Ефремову и до конца своих дней служил в этом театре. Каждая роль Иннокентия Смоктуновского на сцене становилась событием театральной жизни страны.
Он активно снимался в кино. Представители старшего поколения прекрасно помнят, как великолепно он создал образ великого композитора в фильме Игоря Таланкина «Чайковский». А восхитительное исполнение роли Порфирия Петровича в экранизации «Преступления и наказания» Льва Кулиджанова? А как филигранно актер сыграл Войницкого в «Дяде Ване» Андрея Михалкова-Кончаловского? В этом фильме всех чеховских персонажей играли блистательные актеры, но Смоктуновский, безусловно, солировал, и делал это виртуозно.
Где бы ни играл Смоктуновский, он делал это превосходно. Из его последних фильмов особо хочется отметить картину «Дамский портной». Работа была высоко оценена как в России, так и за рубежом за гениальную игру: глядя на экран, можно было не сомневаться, что мы имеем дело с настоящим портным.
Иннокентий Михайлович не был обделен наградами. Благодаря своему таланту он стал лауреатом Государственных и Ленинских премий, Героем Социалистического Труда. Но самая большая награда для актера – это всеобщее восхищение его мастерством. В благодарность за этот талант одна из малых планет названа его именем. Планета Иннокентия Смоктуновского.
Умер Иннокентий Михайлович Смоктуновский в 1994 году. Ему было 69 лет.
По материалу: Фуад Мамедов-Пашабейли