Музей моего города

Декораторы Жизни | Музей моего города Искусство

Хранить память – дело важное и сложное. Хранить память целого города – тем более. Вдвойне сложнее, если этот город – Махачкала – слишком динамично развивающийся, сносящий на своем пути все, и даже память о самом себе.

muzii_moego_goroda_1О городе, его историческом прошлом и сложном будущем, и музее, как средоточии памяти – директор молодого по историческим меркам, но уже авторитетного Музея истории города Махачкалы, поговорили с директором музея Заремой Дадаевой.

МУЗЕЙ БЕЗ ЕДИНОГО ЭКСПОНАТА

– Зарема, по музейным меркам Музей истории города Махачкалы, у истоков создания которого стояли Вы, очень молодой. Но в условиях сегодняшних реалий для дагестанской столицы это уникальный проект. Как и к кому пришла идея его создания?

– Изначально это был Мемориальный комплекс в парке «Ак-Гель», посвященный русской интеллигенции. Он был построен в 2006 году, здесь образовалось помещение, где была постоянная экспозиция, посвященная представителям русской интеллигенции, а потом грянул юбилей для города достаточно серьезный – 150 лет. И тогда экс-мэр Саид Амиров принял решение открыть Музей истории города Махачкалы. Надо сказать, что не каждый город может похвастаться тем, что у него есть музей истории города. В этом смысле это был достаточно большой культурный жест со стороны городского руководства. И я помню, что сказала тогда: «Вы, может быть, даже в историю попадете только потому, что открыли Музей истории города». В истории ведь сохраняются больше культурные составляющие, чем политические или экономические. У нас не было ни штата, ни уставных документов, не было вообще ничего – просто было название и указание открыть музей. На открытие у нас было полтора месяца. Необходимо было сделать большую экспозицию, собрать уставные документы, штат, найти материал, касаемо Махачкалы, который никогда и никем не собирался в таком объеме. Мы успели все это сделать, открыли масштабную экспозицию. Через месяц после презентации музей уже был открыт для горожан.

muzii_moego_goroda_2

– Насколько нам известно, музей был открыт с нулевым фондом, тогда как по традиции музеи открываются на основе какой-то коллекции. Как собирали экспонаты для самого молодого городского музея?

– Вы знаете, экспонаты собирать было очень сложно по разным причинам. Махачкала ведь была русским городом и за последние 20 лет в силу разных обстоятельств, происходивших в нашей стране, большое количество русского населения выехало из города и коренных махачкалинцев стало гораздо меньше. Уехали не только русские, но и горожане других национальностей – носители материальной и духовной культуры города, которые могли бы внести важную составляющую в собрание музея, если не экспонатами, то, по крайней мере, воспоминаниями. Я всегда говорю: открылся бы музей лет на 15-20 раньше… тогда бы мы имели много совершенно разных, замечательных экспонатов. Мы столкнулись с такой большой проблемой огромного оттока коренных махачкалинцев из города. На место уезжающих стали пребывать новые жители, которые стали горожанам в первом поколении, а таких сейчас 7/8 Махачкалы. Поэтому собирать материал, учитывая специфику музея, было сложно.

Что такое история города? Помимо предметов искусства, это артефакты – мебель, предметы быта, обихода, письма, документы – вообще все, что окружает человека в данной локации. Это определенные предметы, которые могут отослать нас в какой-то временной промежуток, в определенные обстоятельства. Наша проблемная зона – это то, что предметы повседневности горожан, которые могут рассказать про Махачкалу разного времени, не так активно представлены в собрании нашего музея, как этого хотелось бы. И, тем не менее, постепенно накапливается материал для постоянной экспозиции. За годы существования музея мы собрали самую большую коллекцию дореволюционных открыток по Дагестану, Петровску и всем дагестанским городам и аулам, потому что это достаточно ценный материал. Дореволюционная открытка – это фотодокумент о том, как выглядел наш город. По ним мы можем воссоздавать его уголки, видеть, какие люди были на его улицах. У нас большой фонд дореволюционной фотографии, мы собрали большую коллекцию живописи по городу с 1940-х годов. Это больше 200 живописных полотен, самых разных наших художников, начиная от мэтров дагестанского изобразительного искусства и заканчивая молодыми авторами, которые пишут вполне в духе со временем.

muzii_moego_goroda_4

muzii_moego_goroda_5
Фото А.Чутуева Фестиваль молодежи Дагестана

Помимо собирательской, музей ведет еще большую выставочную и образовательную работу. Экспозиции музея города не раз представляли горожанам громкие масштабные проекты, многие из которых можно обозначить словом «впервые».

Уже на протяжении не одного года мы активно работаем над выставкой, посвященной нобелевскому лауреату, общественному деятелю и меценату Фритьофу Нансену, который в 1925 году по приглашению правительства посетил Дагестан. Мы планируем сделать большую выставку, провести семинар «Городские чтения», посвященный Ф.Нансену, запланировано открытие мемориальной доски. Активно готовим выставку о легендарном мореплавателе, нашем выдающемся земляке Евгении Гвоздеве. Он был первым российским капитаном, который совершил одиночное кругосветное плавание на парусной яхте. В этом году исполняется 20 лет со дня его первой кругосветки. Вот если в этом году у нас получится сделать эти два значительных проекта вдобавок к тем, что мы уже представляли, можно будет считать, что мы совершенно здорово поработали, получится достаточно насыщенный выставочный год.

muzii_moego_goroda_6

muzii_moego_goroda_7

muzii_moego_goroda_8

muzii_moego_goroda_9

muzii_moego_goroda_10

СКУЧНО ДЕЛАТЬ БАНАЛЬНОЕ

– Музей истории города Махачкалы всегда отличают оригинальные выставки. Вспомнить хотя бы проекты «Пальтар» Мурада Халилова, «Про любовь» Камиля Чутуева, и, наверное, один из самых ярких и запоминающихся – «Я погиб за Родину», где с помощью видеопроекции были выведены на экран имена всех дагестанцев, не вернувшихся с фронта. Как вам удается каждый раз удивлять городского жителя?

– Удивлять? А я не удивляю. Я просто делаю то, что мне нравится. Мне скучно делать банальное, скучно делать то, что уже было. Я всегда выбираю сложные пути, сложные проекты. То, чего еще не было. По течению плывет только мертвая рыба. Если есть сопротивление, желание приложить больше усилий, найти и что-то продвинуть, продолжить, созидать, то это и есть жизнь. А как по-другому? Даже когда предлагают какие-то «проходные» выставки, я повторяю слова искусствоведа Татьяны Петениной: «Выставка – это не только картинки повесить!» За ней должна стоять концепция. Это заезженное слово, но я не знаю, чем его заменить. Какие смыслы ты вкладываешь в событие, которое называется «выставка»? О чем она должна говорить? Какие эмоции и какие смыслы должен считать зритель? Есть важные составляющие, без которых выставка – просто пустое времяпрепровождение.

cho_hotel_hudojnik_19

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО…

– Сегодня многие махачкалинцы вновь обращаются к истории родного города. В этом есть заслуга вашего музея и проекта Светланы Анохиной «Был такой город»…

– Во-первых, город же за последние 20 лет очень изменился. Он втрое вырос по населению и в два с лишним раза территориально – присоединили поселки. По этим показателям Махачкала на втором месте среди городов России. Поэтому сюда едут исследователи, экономисты, социологи и др. Вот такое «раздувание» города может радовать, этим можно насторожиться, можно раздражаться или вдохновляться. Тут может быть много разных аспектов про город. Вот сейчас как-то более или менее ситуация выравнивается. А 10-15 лет назад, когда был массовый исход, уехали одни из лучших представителей Махачкалы, люди разных профессий и талантов, потому что оказались никому не нужны, чтобы реализоваться, просто уехали из города. Это большие интеллектуальные и культурные потери для республики.

muzii_moego_goroda_3

Но это проблема не только Дагестана или России. Урбанизация – общемировой процесс. Люди стали съезжаться в большие города, в селах нет работы. Заполняется пространство, и город не успевает переварить обрушившуюся на него человеческую лавину. Постепенно все же эти углы начинают сглаживаться и люди, которые живут сегодня в городе, выглядят на его улицах не так маргинально, как раньше. И через поколение, возможно, при благоприятных обстоятельствах можно воссоздать городскую культурную среду. А сегодня идет процесс.

Добавилась ностальгия – люди начали вспоминать, каким был этот прекрасный город. Отсюда эти проекты, эти люди, которые вынуждены были уехать в силу разных причин, и они нашли пристанище в группе «Был такой город» на Фейсбуке. Светлана Анохина вписала себя в историю Махачкалы навечно, потому что сделала для всех нас гениальную вещь – успела собрать историю повседневности города, хотя бы в словах и воспоминаниях, вплоть до запахов, звуков, эмоций. Мы за короткий период времени прожили очень многое: Чеченскую войну, лихие 90-е, миграционные процессы, когда город и село оказались в одном флаконе. С одной стороны, интересно, а с другой – время спрессовалось, нагрузки на человека, личность, на его память – колоссальные.

МОЙ ГОРОД

– У многих городов есть свои визитные карточки. В Москве, например, Кремль и Красная площадь. В Париже – Эйфелева башня и Елисейские поля. Что, на Ваш взгляд, могло бы стать визитной карточкой Махачкалы?

– Гора Тарки-Тау, незыблемая гора. Мог бы стать маяк, и мы думали об этом, но маяки есть и в других городах. Ну что еще? Таких бесспорных выдающихся исторических или культурных доминант в Махачкале практически нет.

muzii_moego_goroda_11

– Вы очень трепетно относитесь к истории Махачкалы, постоянно ратуете за сохранность «города у моря». Как думаете, почему сегодня уделяется мало внимания городским историческим объектам? Взять ту же Даггосфилармонию, купеческие дома… ведь все это можно было обыграть для привлечения туристов да и интереса самих жителей к городу.

– Я убеждена, что до тех пор, пока город и все, что происходит в городе, не станет объектом персональной ответственности каждого, кто в этом городе живет, ситуация в нем никогда к лучшему не изменится. Начиная от представителей власти и заканчивая простым горожанином. «Я живу в этом городе, это МОЙ город. Я не имею права сделать этому городу больно, потому что город – это живой организм» – так должен считать каждый из нас. У этого города есть свое лицо, своя душа, свои герои, свои места силы. Этот город есть, за что уважать и любить. У него удивительная, яркая история – сам Петр I был здесь. У нас даже проект такой был – «Дагестан. Terra Inkognita». Мы составили список известных людей, приезжавших в Порт-Петровск и уже в Махачкалу. Это колоссальный список. Еще раз повторюсь: у этого города потрясающая история. Мы обязаны его уважать не на бумаге и не для галочки. Сейчас город неуважаем и нелюбим теми, кто в нем живет. Его использует каждый по своему назначению – кто-то приехал заработать, кто-то из личных амбиций, а город что получает в ответ? Что он сегодня имеет? Он имеет тяжело больную архитектуру и напоминает располневшую тетку, покрытую пристройками, как бородавками по всему телу, и обклеенную всевозможной рекламой до ряби в глазах. Город, в котором мы живем, должен быть любимым! Не на словах и хэштегах, а по-настоящему. И тогда он обязательно ответит нам взаимностью.

muzii_moego_goroda_12

Текст: Шуана Магомедова
Фото: пресс-служба музея истории города Махачкалы

Декораторы Жизни