Мелодии души Гаруна Юсупова

Люди культуры

Саксофон в его руках — то грустный романтик, вспоминающий ушедшую любовь, то веселый друг на свадьбе, то нежный соблазнитель, то мудрый старец, знающий тысячи историй. Где бы этот музыкант ни появлялся, его музыка всегда приковывает внимание, находя тропинку даже к тому, чье сердце, казалось, зачерствело навсегда.

Герой рубрики «Люди» — одним из самых известных и востребованных музыкантов у нас в республике — заслуженный артист Дагестана, саксофонистом Гарун Юсупов.

— Гарун, на концертах гастролирующих звезд джаза, зрители особенно ждут Ваше соло и виртуозную импровизацию. Где Вы этому научились?
— Дилеммы, чем заниматься в жизни, у меня не было. Я начал играть с 8-9 лет, когда меня отдали в ансамбль «Джигитенок» в Каспийске. Руководитель дал мне маленькую блок-флейту: «На, — сказал, — дуди». Когда заметил, что получается, отдал в музыкальную школу. Вкус к джазу мне привили еще в Каспийске. А импровизацией я начал заниматься, когда уехал учиться в Ростов в консерваторию. До этого на саксофоне вообще не играл.

— В чем по Вашему мнению, столь магическое, воздействие саксофона на человека?
— Секрет, на мой взгляд очень простой. Из духовых инструментов саксофон самый приближенный к человеческому голосу. На нем можно разговаривать, интонировать. Может, именно это нравится людям и делает этот инструмент таким популярным в мире. Саксофон звучит ненавязчиво, мягко, вкрадчиво. Он легко может задать настроение, атмосферу в кафе или на мероприятии.

— Наблюдая за Вами со стороны, складывается впечатление, что Вы не прикладываете особых усилий, для игры на этом инструменте.
— На самом деле играть на саксофоне — тяжелый труд. Попробуйте шарик надуть два-три раза, у вас закружиться голова. В плане энергетических затрат духовики сродни спортсменам – организм которых быстро изнашивается. В процессе обучения, конечно, привыкаешь к таким нагрузкам, но все равно, хочу заметить, что работа нелегкая. Не зря государство отправляет духовиков на пенсию в 45 лет.

— Очень часто, когда в разговоре заводится речь о дагестанских саксофонистах, невольно вспоминаешь Вас. Складывается такое ощущение, что в Дагестане Вы единственный саксофонист. Так ли это?
— Нет. Я единственный профессиональный саксофонист. Есть и другие, но они закончили училища, и то как кларнетисты. Затем освоили саксофон как родственный инструмент и работают на нем на концертах. Хотелось бы, конечно, чтобы была здоровая конкуренция.

GarunYsupov_melodiya_3

— Расскажите о Вашем инструменте. Много хлопот с ним? И правда ли, что саксофонисты дышат как-то иначе?
— Саксофон японской фирмы «Ямаха». Среди музыкантов эта модель считается работягой: сделана настолько качественно, что не доставляет хозяину хлопот. Играет в любом состоянии. Но вообще для окраски звука важен не столько сам саксофон, сколько мундштук. Его я ездил выбирать в Москву, перепробовал около десяти разных, прежде чем звук понравился. Подобрал в цвет саксофона — золотистый. Играть на нем – одно удовольствие.

— Что же касается того, как я дышу, то это действительно, как-то иначе. А все потому, что во время обучения игре на саксофоне, идет постановка специального дыхания – воздух набирается в брюшную полость, а не в легкие, что кстати и для здоровья очень полезно.

— У Спивакова гастрольный график расписан на два года вперед, а у Вас?
— У меня такого графика нет. Даже если приглашают на свадьбы, дни рождения, то это не так часто, как может показаться, около 6 раз в месяц. В основном, я работаю в Ансамбле песни и пляски Пограничного управления ФСБ России по Дагестану, а именно в военно-духовом оркестре. Но бывает, что Министерство культуры республики приглашает выступить на приемах Главы республики, на концертах с эстрадно-джазовым оркестром. Не так давно играли на праздничном мероприятии по случаю юбилея в Дербенте.

— А что же о Вашем сольном концерте? Вы его планируете?
— Меня уже лет пять спрашивают о сольнике, а я все обещаю. И вот в этом году появилось окно между концертами. Да и мне самому хотелось подвести некоторый итог работы в оркестре. Когда приезжали Дебора Дэвис, Диан Противи, Джейми Дэвис и разные коллективы, меня приглашали на их концертах выступить соло. И таких номеров накопилось достаточно, чтобы сделать собственный сольник. Планируем провести его в ноябре. Будет инструментальная музыка – джаз, баллады, свинг, джаз-рок, фанк, блюз. На сцене со мной будут играть эстрадно-симфонический оркестр и квинтет, в который я вхожу.

GarunYsupov_melodiya_1
г.Дербент, 2013 г. Джазовая вокалистка Дебора Дэвис и Гарун Юсупов. Фото: Юрий Таллин

— Как пришла идея собрать столь уникальную группу — квинтет? И что Вам дает игра в группе — как музыканту?
— Мы давно планировали создать в Махачкале альтернативу обычной ресторанной музыке – эстраде, шансону, сделать джазовое направление. Так появился квинтет «Вейнерский сад». Группа инструментальная — рояль, барабаны, бас-гитара, труба, саксофон. Наш джаз-бэнд существует уже около года. Играем традиционный джаз, кул-джаз, хот-джаз, свинг, баллады. Заумного авангарда у нас нет, исполняем то, что на слуху у более-менее продвинутых слушателей — «Опавшие листья», например.

— При живой игре в коллективе происходит профессиональный рост музыканта. Мы становимся более дисциплинированными, развивается фантазия в плане импровизации. Если в оркестре можно огрехи спрятать, что-то не доиграть, тут нас пять человек, и каждый должен выдать свой уровень на 100%, иначе музыки не будет. Прятаться не за кого. Люди видят, чего мы на самом деле стоим как музыканты.

— С кем бы хотели сыграть на одной сцене?
— Мне в этом смысле повезло. Когда я работал во Владикавказе, туда приезжали мировые звезды — Пенкин, Лепс, группы «Ten sharp», «Boney M». Один раз даже посчастливилось играть джем-сешн с «А-Студио». Когда ты играешь с сильным музыкантом, начинаешь к нему подтягиваться, мобилизуешь все силы, чтобы не отстать.

GarunYsupov_melodiya_4

— Каких принципов придерживаетесь в жизни и в работе?
— Чем человек профессиональнее и интеллектуально развит, тем он должен быть проще в жизни, и в общении с людьми. С каждым годом понимаю это все больше. Если есть в человеке что-то наносное, то это сразу видно в общении – в снобизме, в посторонних фразах. И я никогда не вступаю в споры – бессмысленно доказывать человеку то, чего он не понимает. Доказываю я тем, что каждодневно профессионально стараюсь выполнять свою работу. Это трудно, батарейка иногда садится, а музыканту нужна подзарядка, чтобы выдать эмоцию.

— Что Вас вдохновляет в таких случаях и заряжает «батарейки»?
— Конечно же, в первую очередь — это любимая работа. Я устаю, да, но получаю удовлетворение от того, что моя игра нравится людям. И это вдохновляет меня на следующее выступление. А вообще, чтобы отдохнуть, у меня, как у любого человека, есть хобби. Я очень увлекаюсь рыбной ловлей. И как только выдается выходной – удочки в машину и на берег моря — «заряжать свои батарейки». Посидишь полдня, и любая усталость выветривается из тебя. А если клев стоит, так еще и рыбы наловишь!

Текст: Дамир Саидгазин
Фото: Гарун Юсупов, Юрий Таллин

Декораторы Жизни