Народы Кавказа с древних времен славятся своей музыкальностью и богатой танцевальной культурой. Именно в танце они выражают свой темперамент и чувства, рассказывают истории, передают из поколения в поколение традиции. Эти традиции бережно сохраняет и развивает государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка», который по праву является визитной карточкой Дагестана, ставший у себя на родине легендарным.
НАШ КОЛЛЕКТИВ — САМЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ В РОССИИ. ДА И ВО ВСЕМ МИРЕ ТАКОЙ ВРЯД ЛИ НАЙДЕТСЯ. // Джамбулат Магомедов
Генеральный директор ансамбля «Лезгинка», заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Правительства Российской Федерации, доверенное лицо Президента РФ В.В. Путина
Джамбулат Магомедов, рассказал о танце, объединяющем людей, о том, как легендарный коллектив сберегает культуру дагестанского народа, воспитывает молодое поколение и помогает сохранять мир.
— Лезгинка – это танец, который, наверняка, может гордиться великой историей, ведь его танцуют испокон веков. Расскажите, пожалуйста, о нем.
— Еще Дюма писал, что на Восток его привело огромное желание увидеть то, как местные жители танцуют. Известно, что родина лезгинки – это Дагестан. Хотя, ее танцует весь Кавказ. Как возник танец, сегодня точно сказать никто не может. Но в том, что у него – тысячелетняя история, можно не сомневаться. Он сумел вобрать в себя ведь дух нашего народа. Лезгинка – это не агрессия, а экспрессия, зажигательность, грациозность. В этом танце каждое движение рук что-то обозначает. Кстати, вы никогда не увидите в лезгинке, чтобы девушка и парень дотрагивались друг до друга. Они передают всю палитру чувств с помощью языка тела.
Увы, сейчас нам активно навязывают западную культуру, которая, часто и откровенно пропагандирует вульгарность, пошлость. Поэтому мы должны особенно бережно относиться к нашему культурному наследию, к тем, кто работает ради его сохранения. К счастью, у нас есть Ансамбль танца Игоря Моисеева, хор имени Пятницкого, «Березка», «Кабардинка», «Вайнах» и многие другие великолепные коллективы, которые сохраняют «лицо» нашей страны.
— Джамбулат Мусаевич, как давно Вы возглавляете этот уникальный коллектив?
— Уже более четверти века. А пригласил меня в «Лезгинку» Иосиф Самуилович Матаев, который на тот момент был ее художественным руководителем. Познакомились мы на борту самолета: я летел в Москву на вручение диплома кандидата экономических наук, а он — чтобы решить, стоявшие на тот момент, острые проблемы «Лезгинки». Долго разговаривали, обменялись телефонами. Когда вернулся домой, узнал, что Иосиф Самуилович уже приходил к моим родителям и попросил их уговорить меня возглавить коллектив. Они у меня люди творческие: мама Фазу Алиева – национальная поэтесса, отец Мусса Магомедов – известный писатель. А потому искренне обрадовались, что моя судьба может повернуться именно таким образом. После некоторых раздумий и сомнений я согласился. Еще до прихода на должность я, как многие, наверно, наивно полагал, что «Лезгинка» – это вечный праздник, поездки по миру, богемная звездная жизнь. Оказалось все иначе: у коллектива не было нормальной репетиционной базы, танцоры ютились на каком-то складе, латали дыры на костюмах… скотчем. Мне стало так обидно за лезгинку, за легендарный коллектив, который в 1958 году создал народный артист Танхо Селимович Израилов. «Как же так? Этот ансамбль знает весь мир, ему рукоплещут миллионы поклонников, а сами артисты существуют в ужасных условиях!», — подумал я и решил действовать.
— С чего Вы начали свою работу в этом коллективе?
— Первое, что я сделал — создал программу развития ансамбля из десяти этапов, с которой обратился непосредственно к самому председателю Правительства республики. Он меня выслушал и пообещал поддержку при условии, что я сам не остановлюсь на полпути. Коллективу я сказал: «С меня — лучшие условия, с вас – железная дисциплина!». Все согласились и принялись за дело.
Сегодня мы работаем в совершенно иных условиях. Если раньше мы буквально ходили и уговаривали молодых юношей и девушек прийти к нам, то сегодня на одно-два места — 60-70 желающих! 20 лет назад средний возраст артиста «Лезгинки» был 36 лет, сегодня – 24.
Я горжусь тем, что наш коллектив — самый интернациональный в России. Да и во всем мире такой вряд ли найдется. В «Лезгинке» работают и украинцы, и цыгане, и грузины, и азербайджанцы, и армяне, и представители всех народностей Дагестана. Мы — одна дружная семья.
— Ваших танцоров не пытаются переманивать в другие коллективы?
— Наши ребята – универсалы, а потому очень востребованы. Их зовут и в российские ансамбли, и за границу. Например, приглашали в Испанию танцевать фламенко. Но в большинстве своем они сохраняют верность народному танцу и родному коллективу.
— Молодежь интересуется этими традициями?
— К сожалению, все меньше. Поэтому мы стараемся сделать наш танец интересным для нее, пытаемся привлечь их в эту культуру. Нам приходится конкурировать с турецкой, американской поп-музыкой, которая «захватила» Кавказ. Мы объясняем молодежи о том, что лезгинка – это танец, который должен блистать на сценах ведущих концертных залов, но никак не в грязных подземных переходах, что не должен настоящий дагестанец вести себя неподобающим образом за пределами республики.
— Лезгинка – почетный гость самых масштабных мероприятий страны и мира!
— Это действительно так. По личному приглашению Владимира Путина, мы выступали на Олимпиаде и Паралимпиаде в Сочи, где дали больше всего концертов, за что были награждены медалью Олимпийского Сочи. В рамках проведения Национального дня России на Всемирной универсальной выставке «EXPO-2015» в Италии, г.Милан, ансамбль удостоился чести представлять Россию, в числе лучших коллективов нашей страны.
«Лезгинка является одним из самых ярких носителей великой истории и богатой многонациональной культуры России», так, о нашем коллективе говорит Владимир Путин. Это очень мудрые слова, которые точно отражают суть нашего танца.
— Дагестан – многонациональная республика, наверняка, и лезгинка у каждого народа своя, оригинальная?
— Да, в многообразии оттенков заключается еще одна уникальность этого танца. Каждая народность Дагестана привносит в танец что-то оригинальное. Например, в одном из сел народа аварцев в танце используют канаты. Этот атрибут появился потому, что он с древних времен был неотъемлемой частью их быта: люди в горах, где часты обвалы, вынуждены были добираться в соседние селения через пропасти с помощью канатов.
Вообще, лезгинка скрывает еще много интересного. Иногда мы оказываемся в гостях у 90-летнего джигита, в далеком селении, который достает из сундука такие костюмы, которых мы в жизни не встречали. Даст Бог здоровья, мы еще многое узнаем о лезгинке и расскажем об этом всему миру!
— Дагестан – это родина многих известных творческих и общественных деятелей: Расул Гамзатов, ваша мама Фазу Алиева… Что, по Вашему, мнению, эти имена, сегодня значат для республики, для ее народа?
— Символ мира, порядка, совести. В свое время они своими пророческими словами останавливали войны, ограждали детей от дурного влияния, буквально спасали души миллионов людей. Помню, когда в Чечне началась война, моя мама стала первой женщиной, которая села за стол переговоров с боевиками. Сейчас, несмотря на болезнь и возраст она делает все, чтобы Россия была сплоченной. В память о Расуле Гамзатове установлены памятники, его стихи преподают в школах. Если мы забудем об этих людях, то потеряем самих себя и свою страну.
Текст: Олег ЗЛОБИН, журнал «Отдых в России»
Фото: пресс-служба ансамбля «Лезгинка»