«Ковер Изаят». Выставка табасаранских ковров

Как известно, чай делают в Индии, в Германи – автомобили, а вот великолепные шерстяные ворсовые ковры ручной работы, пестрящие красотой узоров и цветовых сочетаний – в Табасаране.

Ковроткачество в Дагестане является наиболее распространенным и одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. В чем, можно лишний раз убедиться, посетив выставку «Ковер Изаят», открывшуюся 4 марта в Махачкале в Выставочном зале Союза художников РД посвященную табасаранским коврам.

kovriızayat6

Эта первая выставка из долгосрочного проекта «Традиционные ремесла. Прошлое и настоящее», этнографического музея-заповедника «Дагестанский аул», проекта, посвященного сохранению и возрождению художественных ремесел республики.

В системе ценностей культуры народное и декоративно-прикладное искусство Дагестана занимают одно из центральных мест, так как произведения народных мастеров отражают веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений.

На выставке представлена большая коллекция современных табасаранских ковров, Хивской ковровой фабрики, сумашного, паласного, смешанного ткачества, отражающих современные достижения в сложном процессе возрождения традиционного дагестанского ковроделия. Помимо этого в экспозиции представлены подушки, декоративные панно, сумки, скатерти, покрывала, чехлы для подушек, причем, выполненные в разных техниках, а также кайтагские вышивки. Изделия из шелка и шерсти разных видов – дагестанской, английской, верблюжьей – выполненные в сумашно-паласной и смешанной техниках. Экспонаты, в основном, собраны из частных коллекций.

kovriızayat13

kovriızayat4
Сумки «Этника», 2014 г., шерсть, лак, шелк, натуральные красители, паласное ткачество.
kovriızayat9
Декоративные панно, 2013 г., шерсть, натуральные красители, ворсовое ткачество.
Сумка «Этника», 2004 г., шерсть, натуральные красители, паласное ткачество.

kovriızayat3

kovriızayat8
Кайтагская вышивка

Выставка названа именем Изаят Меджидовой – потомственной табасаранской мастерицы из селения Кандык Хивского района, директора Хивской ковровой фабрики, женщины, с большим энтузиазмом. Она, неравнодушная к судьбе народной культуры, предприняла большие усилия в деле возрождения традиционного ремесла – ковроделия, в непростой постперестроечный период, когда табасаранские ковры во многом утратили былую славу и экономические условия складывались не в пользу ковровщиц из Дагестана.

Сегодня Хивская ковровая фабрика, руководимая ею, возродила традиции табасаранского ковроделия, включая окрашивание пряжи растительными красителями, восстановление старинной технологии закрепления узла в ворсовом ткачестве, использование старинных классических орнаментов, отличающихся многообразием форм и богатством композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами.

Уникальность коллекции, представленной на этой выставке, заключается, во-первых, в использовании только натуральных красителей, во-вторых, Изаят восстановила узел, который был утерян в советское время, придающий ковру прочность, долговечность. Кроме того, на выставке представлен первый в мире шелковый сумах.

Описывания традиционные мотивы табасаранских ковров, хочется отметить о преобладании в них геометризированных изображений растений, животных, человека, орудий труда. Все эти узоры – многообразный мир символов – язык коврового искусства, посредством которого мастерицы отображают окружающий мир, передают свои чувства, настроения.

kovriızayat2

Цветовая гармония ковровой композиции достигается путем создания равновесия ярких и темных пятен, крупных и мелких деталей форм узора, на сочетания тепло-холодности. Особую выразительность, силу и звонкость основному цвету в узорах придает контурная линия черного или другого цвета.

kovriızayat5

kovriızayat7

Табасаранские ковровы широко используются в быту и оригинально выглядят в украшении интерьеров. Орнамент и колорит изделий отражают особенности национальной культуры, быта, окружающей природы через восприятие мастерицы.

kovriızayat10

kovriızayat1

Сегодня стало очевидным, что богатое наследие народного искусства, основанное на вековых традициях, является неотъемлемой частью этнохудожественной культуры народов Дагестана.

Текст и фото: Тимурлан Темиров
Оцените статью
Декораторы Жизни
Добавить комментарий