Клуб оперы. Атмосфера любви к подлинной музыке

Театр

Популяризация оперы в республике — ключевая задача Клуба оперы, который открылся в Махачкале на базе Национальной библиотеки имени Расула Гамзатова. Инициатором его создания является художественный руководитель Дагестанского государственного театра оперы и балета Александр Прасолов.

Он ставил спектакли в Московском театре «Новая опера», Иркутском музыкальном театре, Театре музыкальной комедии Караганды и Рязани, был главным режиссером в театрах оперы и балета Ижевска и Астрахани. Всего им поставлено более 50 спектаклей.

klub_operi_1_1– Идея создания оперного клуба пришла в голову давно, – рассказывает Александр Юрьевич. – Так как этот проект реализован во многих городах России, мне давно хотелось создать нечто подобное в Махачкале. Подростком я не имел никакого отношения к опере и балету. В молодости жил в Москве, и помню, что в столице функционировал Музей кино. При нем музыкальным критиком Алексеем Париным был открыт оперный клуб. Раз в неделю в течение десяти лет я ходил в этот клуб, и если раньше оперу не понимал, то окунувшись в этот мир, влюбился в него «по уши». Моя жизнь изменилась. Я поступил в ГИТИС (специальность «Режиссер музыкального театра») и с того дня не мыслю жизни без оперы.

– Насколько оправдано открывать оперный клуб? Все-таки молодежь сейчас больше увлекается кино, нежели театром.

– Есть такая фраза: «Кино вам показывают, а спектакль вы смотрите». В этих словах заложен глубокий смысл. Кино легче для восприятия зрителя, чем живое представление. Но атмосфера живого общения, живого звука – это всегда было востребовано. Сейчас век цифровых технологий, и мне кажется, что человек с течением времени все больше будет нуждаться в «живой картине». Поэтому я категорически против высказывания «кино убьет театр». Опера близка человеку, в ней сходятся все виды искусства, ее трудно сравнить с каким-либо другим искусством.

– Интересуются ли дагестанцы оперой?

– Определенный круг любителей есть, но их не так много. В других городах, где мне приходилось работать, при наличии оперного театра должна быть консерватория. Она не просто обучает людей «ноткам», а создает атмосферу любви к подлинной музыке. В Дагестане консерватории нет. Работают музыкальные училища, школы, отдельные факультеты в ДГУ, но этого недостаточно для развития оперного искусства и любви к музыке.

Например, Юлия Почкалова – уроженка Махачкалы. Начинала свою творческую деятельность в нашем театре, но поступила в Астраханскую консерваторию и сейчас работает в «Царицынской опере» в Волгограде. Я это к тому, что дагестанская земля богата талантами: очень много людей с хорошими вокальными данными, но нет возможности получить знания по вокалу.

– Сильно ли отличается просмотр оперы дома от просмотра в зале театра?

– Когда я смотрю оперу в интернете или по телевизору, меня постоянно что-то отвлекает: звонки по телефону, гости, дети. Опера рассчитана на коллективный просмотр, когда помимо тебя есть еще зрители, которые сопереживают тому, что происходит на сцене. И именно тогда рождается общая атмосфера зрительного зала, на которую и рассчитан оперный спектакль.

У нас появилась хорошая возможность на большом экране в хорошем качестве посмотреть классику. За это отдельное спасибо руководству Национальной библиотеки, которое пошло нам навстречу. Я надеюсь, что это будет не первый наш совместный проект. Вход свободный, встречи будут проводиться в конференц-зале каждую субботу в 11 часов. Это позволит привлечь к нам в театр новую публику, увидеть наших зрителей в глаза.

– Какой спектакль будет стартовым в деятельности клуба?

– Чтобы привлечь большее количество людей, я решил начать с наиболее популярных оте­чественных спектаклей. Первой будет транслироваться опера Чайковского «Пиковая дама». Ее называют совершенством российской оперной школы, и она стоит в одном ряду с «Борисом Годуновым». Эти постановки играют во всех странах мира. Они известны своей технической сложностью, масштабом, серьезными требованиями к певцам, оркестру, оформлению.

Каждый месяц будут транслироваться по четыре картины. На февраль запланированы спектакли «Пиковая дама», «Кармен», «Травиата» и «Севильский цирюльник». Это наиболее известные широкой публике представления, поэтому выбор пал именно на них.

klub_operi_1_3

klub_operi_1_5

klub_operi_1_4

– Не боитесь конкуренции после показа мировых произведений?

– Мне часто задают этот вопрос. Отвечаю: конечно, нет, и даже наоборот. Если человек погрузился в оперу, то ему захочется сравнить увиденное, понять особенности каждого спектакля, каждого артиста, его манеру исполнения. Про театр оперы и балета знают немногие. Я хотел популяризировать данный вид искусства, хотя его и называют элитарным. Прикоснуться и погрузиться в мир оперы может любой желающий. Каждый культурный человек должен иметь представление о советской опере, и даже зная ее, никогда не помешает еще раз соприкоснуться с шедеврами мировой классики. Люди тянутся к музыке, и это прекрасно. Мы должны это развивать и всячески поддерживать.

– Планируется ли обсуждение спектаклей после их показа?

– Это необходимое условие. Если у зрителей возникнут вопросы по окончании спектакля, я с удовольствием на них отвечу. Предполагается также, что просмотры будут сопровождаться комментариями и обсуждениями. Открытие клуба – это не просто трансляция шедевров мировой оперы, это их разбор и осознание. У каждого свое представление о прекрасном. Только сопоставляя разные мнения, можно понять и полюбить это сложное искусство.

Декораторы Жизни
Добавить комментарий