Диана Бахмудкадиева — дефектолог.
Человек благородной профессии!

Многие родители стесняются признать, что у их ребенка ограниченные возможности, при этом, если и решают обращаться к специалистам, то за пределами республики. К счастью, ситуация может в скором времени измениться. На базе Дагестанского государственного педагогического университета функционирует единственный в Дагестане специализированный факультет, готовящий кадры для специального и инклюзивного образования на Северном Кавказе (логопедов, дефектологов, специальных и клинических психологов для систем образования, социальной защиты населения и здравоохранения).

К тому же, при вузе функционирует Научно-исследовательский институт дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования, который занимается подготовкой и переподготовкой специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями: нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, а также ведет консультативный прием детей с нарушениями развития.

В этом материале мы решили побеседовать с психологом-дефектологом и одним из научных сотрудников Института дефектологии Дианой Бахмудкадиевой, которая рассказала о своей довольно плодотворной работе с «особыми» детьми.

– Диана, расскажи, пожалуйста, как вообще ты решила посвятить себя именно такой благородной профессии?

– Окончив в 2007 году Дагестанский базовый медицинский колледж, у меня появилось огромное желание поступить учиться на психолога. Узнав, что на факультете Педагогики и Психологии ДГПУ есть дефектологическое отделение, решила поступить именно туда, тем более, что там требовалось наличие медицинского образования. Получив Высшее специальное (дефектологическое) образование, я приступила к работе с детьми, имеющими нарушение речи, а так же те или иные нарушения в развитии. В настоящее время я работаю со слепыми и слабовидящими детьми. Хочу отметить, что дети со сложными дефектами зрения необыкновенные, у каждого из них свой особый, богатый внутренний мир. Пусть говорят, что они не могут видеть, но зато, они прекрасно могут чувствовать его, как никто другой.

Diana_psiholog_NII_1

ВОЗМОЖНО, В СИЛУ МЕНТАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДАГЕСТАНЦЫ, УЗНАВ, ЧТО У НИХ РОДИЛСЯ БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК, ИЛИ В ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЗАМЕТИВ ОТКЛОНЕНИЯ В ЕГО РАЗВИТИИ, ЗАЧАСТУЮ БОЯТСЯ ОГЛАСКИ И СТАРАЮТСЯ НЕ АФИШИРОВАТЬ ИМЕЮЩИЙСЯ НЕДУГ. ТАК УЖ ПРИНЯТО – В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДУМАТЬ: А ЧТО БУДУТ ГОВОРИТЬ ЛЮДИ?

– Но, тем не менее, мы знаем, что ты занимаешься и с детьми других видов отклонений.

– Да, я беру на прием детей с нарушением слуха и зрения, с нарушением речи, опорно-двигательного аппарата, а также детей с олигофренией. (Олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, который выражается в умственной отсталости по причине патологии головного мозга. – Прим. собеседника). Ко мне приводят детей с заиканием, и детей с отсутствием речи (алалия) после перенесенных различных травм и заболеваний. До этого я проработала полтора года в школе-интернате для слабовидящих детей, где занималась обучением слепых детей письму и чтению по методу Луи Брайля, и пространственной ориентировке с помощью трости, развитием мелкой моторики у детей, а так же, социально – бытовой ориентировки у детей младшего и старшего школьного возраста. Так же, я проводила множество развивающих игр по книге моего научного руководителя Маллаева Джафара Михайловича поскольку, именно игра помогает слепому и слабовидящему ребенку лучше ориентироваться в пространстве, развивает его не только физически и психически, но и как личность, приспосабливая к коллективной работе. Сейчас, работая научным сотрудником Института дефектологии при ДГПУ, я веду прием детей и подростков с особенностями в развитии от двух лет.

– Диана, а в чем заключается особенность работы психолога-дефектолога?

– Психолог — дефектолог это и психолог и преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии. Такой специалист должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Чем раньше начать работу с таким ребенком, тем быстрее и эффективнее будет результат.

Diana_psiholog_NII_2

Diana_psiholog_NII_3

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО НА ЭТОТ СВЕТ Я ПРИШЛА, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ ИМЕННО С ДЕТЬМИ.

– Наверняка твоя профессия требует немалых сил и моральных затрат?

– Не скажу, что мне сложно, скорее я больше переживаю за результат, поскольку работаю именно на него. Мне важно вывести ребенка из сложного состояния в кратчайшие сроки. Вообще, до работы дефектологом, я работала медицинской сестрой в отделении детской анестезиологии и реанимации, и то, что я видела там – смерть детей, их критическое и терминальное состояние (Терминальное – состояние между жизнью и смертью. – Прим. автора), нынешняя профессия и работа с отстающими в развитии детьми не кажется мне тяжелой. Вообще, мне кажется, что на этот свет я пришла, чтобы работать именно с детьми. Ведь в медицинском колледже я заканчивала акушерское отделение, ну а затем, как уже рассказала, была работа в детской реанимации и нынешняя работа психолога-дефектолога. Очень люблю детей, поэтому работа с ними мне приносит удовольствие. Они как маленькие уже сформировавшиеся личности, у каждого свой характер, свое мнение, свои потребности.

– Возможно, немного отойдем от темы, но, как известно мне, у тебя есть и музыкальное образование. Что могла бы рассказать об этом?

– Хочу сказать, что все у меня получилось взаимосвязанным. Мое музыкальное образование тоже ведь помогло мне в профессии психолога-дефектолога. Возьмем, к примеру, пение с заикающимся ребенком. А ведь я провожу довольно часто игры творческого характера с подобными детьми. И когда у тебя есть музыкальный слух, делать это гораздо легче. Я очень благодарна Всевышнему, а также своим родителям за то, что получила в жизни все необходимые навыки для своей профессии.

Diana_psiholog_NII_4

Diana_psiholog_NII_5

– В данный момент, насколько я знаю, ты учишься в аспирантуре ДГПУ и являешься научным сотрудником НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования. Можешь ли об этом рассказать подробнее?

ЗАЧАСТУЮ КОГДА В СЕМЬЕ РОЖДАЕТСЯ «ОСОБЫЙ» РЕБЕНОК РОДИТЕЛИ НЕ ЗНАЮТ, КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ С НИМИ, КАК ПРАВИЛЬНО ОБУЧАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ИХ, А ВЕДЬ ЭТО НЕ МАЛОВАЖНО, ПОТОМУ ЧТО САМЫЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЭТО НАИБОЛЕЕ РАННИЙ ВОЗРАСТ.

– Да, все верно. Я аспирант кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. Моим научным руководителем является Маллаев Джафар Михайлович он как раз заведует этой кафедрой и руководит аспирантурой. Я восхищаюсь этим человеком, поскольку получила от него бесценный опыт и знания, горжусь тем, что именно Джафар Михайлович является моим научным руководителем, потому что, считаю, что учиться нужно у лучших, а это как раз тот самый случай. Что касается нашего НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования, то могу сказать, что он открыт для подготовки и переподготовки специалистов по работе с детьми ограниченной возможностью здоровья разной категории, с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта и т.д. Эти специалисты будут заниматься не только психолого-педагогическим сопровождением детей, но и обеспечивать коррекцию развития этих детей, другими словами оказывать специализированную помощь детям и консультировать родителей этих детей. Ведь зачастую когда в семье рождается «особый» ребенок родители не знают, как правильно говорить с ними, как правильно обучать и воспитывать их, а ведь это не маловажно, потому что самые благоприятные этапы развития детей это наиболее ранний возраст. Родители стараются чтобы ребенок не плакал, привлекают врачей, не зная что к такому «особому» ребенку нужен особый индивидуальный подход, и решением этой проблемы будет заниматься наш НИИ дефектологии, когда родителям не нужно будет выезжать куда-то в Москву или Санкт- Петербург, и они смогут получить специализированную консультацию здесь у нас. На сегодняшний день во всех школах широко водится такое понятие как «инклюзия», и она не может осуществляться без тьюторского сопровождения лиц с ограниченной возможность здоровья, когда в одном классе сидят и слепой и глухой и ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата. Учитель просто физически не сможет уделить достаточного внимания каждому ребенку. Мы подготавливаем тьюторов, проводим переквалификацию учителей и воспитателей, психолого – педагогическое исследование с детей раннего возраста.

С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА, ДЕТЯМ НУЖНО ГОВОРИТЬ, ЧТО ОНИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ, САМЫЕ УМНЫЕ, ДОБРЫЕ, СПОСОБНЫЕ, ЧТО У НИХ ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛУЧИТСЯ.

– Какие рекомендации могла бы ты дать родителям детей с ограниченными возможностями здоровья?

– В первую очередь, хотелось бы пожелать таким родителям огромного терпения, и помнить, что ни в коем случае нельзя ругать детей, применять рукоприкладство. Нельзя говорить о недуге ребенка в его присутствии, ведь формирование личности ребенка, происходит по словам взрослых. Поэтому с самого раннего возраста им нужно говорить, что они самые лучшие, самые умные, добрые, способные, что у них все обязательно получится. Возьмем, к примеру, детей с задержкой психического развития. Большинство таких детей в силу своих особенностей, гиперактивны, у них повышена отвлекаемость на уроках, в связи с этим они трудно усваивают учебный материал. Родителям таких детей понадобится огромное терпение для выполнения домашнего задания дома, необходимо помнить, что изучаемый в школе материал нужно преподносить ребенку в игровой, так он будет легче усваиваться ребенком. Обязательно несколько раз объясните ребенку условие задачи с ее последующим решением и использованием средств наглядности для того чтобы вызвать у ребенка интерес к заданию.

Институт дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования
г.Махачкала, ул. М.Ярагского, д. 59 (1 этаж).
Телефон факультета: 57-12-71.
Запись на прием к специалисту +7 (964) 024-20-40.

 

Беседовала: Рая Бийболатова
Фото: Рая Бийболатова, Фаина Качабекова
Оцените статью
Декораторы Жизни