Дагестанская «Дюймовочка», или о том, что счастье само найдёт тебя

Театр

17 июля в городе Витебске (Белоруссия) завершил свою работу XXXI Международный фестиваль искусств «Славянский базар», где на масштабном культурном мероприятии на «Кукольном квартале» выступили и артисты Дагестанского театра кукол.

Дагестанский театр кукол на «Славянском базаре в Витебске» впервые. Открыл же для фестиваля этот коллектив Виктор Климчук, художественный руководитель витебского театра «Лялька», в свою очередь впервые побывавший в прошлом году в Дагестане. Он был очарован этим краем, его людьми и пригласил коллег принять участие в фестивальном проекте «Кукольный квартал». Артисты проделали путь в 2,5 тысячи километра самолётом и поездом, кукол и реквизит спектакля везла грузовая машина, 24 часа добирались до Витебска.

Дагестанский государственный театр кукол из Махачкалы привезет на фестиваль спектакль «Дюймовочка» режиссера-постановщика Михаила Урицкого. Сказка великого Ганса-Христиана Андерсена предстанет перед юным зрителем в новом прочтении.

Дагестанская «Дюймовочка» воспринята была зрителями с восхищением. Сказка получилась хоть и с налётом нежной грусти, но более – как оптимистический манифест:

«Счастье есть, и оно само найдёт тебя. Нужно только немного приложить усилий».

ЖАБА с её сынком БОРОДАВКОЙ, и ЖУК, и ТЁТУШКА МЫШЬ, и КРОТ, и, безусловно, ДЮЙМОВОЧКА и ЛАСТОЧКА – все герои очень обаятельны, а тонкий юмор понимали и взрослые, и дети. Некоторые цитаты сразу же после спектакля, как говорится, ушли в народ: «Невеста без усов? Это ужас!», «Квакать в доме должен кто-то один», «Ничего, поживёт с нами и тоже позеленеет», «Я умею не только петь, но и скрипеть, а это особое искусство!». Семь персонажей исполнили три артиста-кукольника: Надежда Турдахунова, Татан Ибрагимов и народная артистка Дагестана Екатерина Касамова. В Дагестанском театре кукол целая династия Екатерины – бабушка, мама до сих пор работает здесь. Девочка выросла в театре, и у неё даже не было сомнения, какой путь в жизни выбрать.

— Для нас большая честь принимать участие в столь престижном и масштабном Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске», куда мы привезли один из лучших своих спектаклей «Дюймовочка» и горды тем, что стали частицей «Кукольного квартала» – интересного, уникального, волшебно-сказочного проекта этого фестиваля. Спасибо организаторам!, — говорит художественный руководитель-директор Дагестанского театра кукол Аминат Яхьяева.

Аминат Яхьяева подарила художественному руководителю витебского театра «Лялька» Виктору Климчуку как символ крепкой дружбы и тонкости искусства, которым они занимаются, кувшин ручной работы, изготовленный из вишнёвого дерева мастерами высокогорного Унцукуля – одного из центров художественных промыслов Дагестана, где издавна создают разнообразные изделия из абрикосового, кизилового, орехового, вишнёвого дерева.

Виктор Климчук вручил гостям диплом – за яркое воплощение лучших образцов всемирной литературы в спектакле «Дюймовочка». Директор витебского театра кукол Александр Григорьев подарил на память дагестанским коллегам символ проекта «Кукольный квартал» – ангела-хранителя, который теперь поедет в далёкую тёплую Махачкалу и будет покровителем дагестанских артистов, охраняя их от невзгод.

Фото: Наталья Дроздова, www.vitbichi.by

Аминат Яхьяева с удовольствием поделилась своим видением искусства, которым занимается.

– Это особый, специфический и очень тяжёлый для артиста жанр, потому что прежде, чем наполнить содержанием куклу, оживить её, надо наполнить себя. А если артист исполняет сразу несколько ролей, то он просто волшебник, который совершает чудеса.

В Дагестане разговаривают более чем на 50 языках и диалектах, здесь проживает более 100 национальностей – очень интересный, многоликий край. И многодетный! Мы играем на русском, потому что он объединяет всех, но уделяем большое внимание национальной драматургии, исходя из этого и кукол изготавливаем с национальным характером, костюмами. Например, у нас есть спектакль «Летит Журавлик» по произведениям поэта Расула Гамзатова «Мой Дагестан», а также его отца – народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, который был и великим юмористом. Спектакль «Сундук бедствий» был создан именно для взрослых.

– В чём вы видите особенность детской драматургии?

– В мировоззрении ребёнка. Для него нужно писать хорошо и ещё лучше, а в нашем театре – знать ещё и законы кукольного жанра. Нужно учитывать и то, что дети могут воспринимать любое действие, даже самое интересное, не более 45 минут.

– Аминат, а у вас какая самая любимая сказка?

– Я вообще люблю сказки Андерсена, и в нашем репертуаре шесть сказок этого писателя. В том числе и мой любимый «Стойкий оловянный солдатик», обласканный многими премиями и наградами. Грустно, конечно, что сгорает и солдатик, и его любовь, но это жизнь. Это трогательный спектакль.

– Вы хотите, чтобы дети на ваших спектаклях не только смеялись, но и грустили?

– Задумывались. Над тем, что такое жизнь. Ведь мы говорим с детьми о ценностях.

– Вы с куклами играете всю жизнь. А вообще, до какого возраста можно играть в куклы?

– Мне кажется, нет предела, возрастного ценза – человек может играть в куклы столько, сколько у него есть в этом потребность.

Куклы не должны исчезать из жизни детей, хотя многих сейчас родители сами пичкают гаджетами, чтобы они не капризничали. А поэтому нужно как можно больше открывать театров кукол, их спонсировать и финансировать, давать им развиваться. Психология детская восприимчива ко всему именно через кукол. Дети с раннего детства должны играть в куклы – они способны совершать чудеса!

И ещё, театр кукол – это уникальный педагогический театр. Мы учим, воспитываем ребёнка с помощью кукольного драматического жанра. В формировании моего характера, например, большую роль сыграл… Буратино! Эта кукла помогла мне стать решительной, отчаянной.

– Конечно же, у человека, который в Беларуси впервые, хочется узнать его впечатления.

– Я впервые в Витебске, очарована им, – поделилась Аминат. – Чистый, цветочный, историческая часть красивая. Переполняет чувство гордости, что мы спектакль показывали в том месте, где когда-то начинался город. А это всегда сильные места – исток, начало. Мне не терпелось собственными глазами увидеть Славянский базар, ощутить, понять, что это такое, его статус, как можно собрать воедино многообразное мировое искусство. Ведь фестиваль так и заявлен – «фестиваль искусств». Очень привлёк детский музыкальный конкурс.

Витебск стал нам близок, потому что у нас сложились тесные дружеские связи с главным режиссёром театра «Лялька» Виктором Климчуком, он нам поставил «Маленького принца» по Экзюпери. Великолепный спектакль уже стал номинантом премии имени Станислава Железкина – великого советского актёра-кукольника и режиссёра, народного артиста России.

Декораторы Жизни
Добавить комментарий