Абдулзагир Мусаев и ученики

Искусство

Галерея современного искусства Дагестана «Первая галерея» приглашает на уникальный проект — выставку «Школа. Мусаев и ученики», известного дагестанского художника, монументалиста, живописца, художника театрально-декорационного искусства Абдулзагира Мусаева.

Абдулзагир Бозгитович родился 3 февраля 1951 г. в г. Хасавюрт. Окончил Дагестанское художественное училище и Ленинградский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, сегодня является заведующим кафедрой живописи в ДГПУ, профессор. Мусаев является государственным деятелем Дагестана: Член экспертного художественного совета Министерства культуры, Комиссии по государственным премиям РД. Получил множество государственных и общественных наград и премий. Одной из высоких наград художника стала Золотая медаль Российской Академии художеств (2009 г.). Картины знаменитого художника выставлены в Национальном музее Дагестана, среди которых представлены «Шамхалы после междоусобиц. XVII в.», «Мавзолей Тату-Бике» и «Коркмасов».

С 1984 года по нынешний год мэтр Абдулзагир Мусаев воспитал 235 учеников, выпустил 235 дипломных работ. Художник и педагог к юбилею представляет широкую панораму работ своих учеников — дипломные и самостоятельные произведения живописи. Целая эпоха под названием «Школа Мусаева» предстанет 8 октября перед зрителем в залах Первой галереи.

Становление Абдулзагира Мусаева как художника-педагога началось еще в стенах Академического художественного института им. И.Е. Репина, где он после окончания Института и творческой мастерской преподавал рисунок на архитектурном факультете. В 1983 году Мусаев возвращается в Махачкалу, где ему была предложена должность заведующего кафедрой живописи.

Безусловно, на педагогические взгляды Мусаева повлияло обучение в ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Преподаватели, работавшие тогда в академических вузах, хорошо понимали, что человечество всегда стремится к чему-то новому, но никакое новое не произойдет, пока не будет осмыслено старое наследие и не понята суть настоящего. Это касается и новаторства в области художественного образования.

Часто старые формы используют для передачи нового или обновляют их, ищут новые. Но можно ли выдумать новые формы? Новая форма приходит с новым человеком. Этого человека должна воспитать художественная школа. Искусство настоящего – всегда немножко и искусство будущего. Тем более это относится к работе художественной школы, — говорил выдающийся советский художник, академик Андрей Андреевич Мыльников, который стал учителем Абдулзагира Мусаева в институте им. И.Е. Репина.

Хорошо понимая важность классического обучения, он осознавал, что слепое и нудное подражание классическим образцам лишает ученика мысли, что ведет к неизбежному застою в преподавании. Он знал цену гармонии в образовании.

Я уподобляю рождение произведения рождению и возникновению новой жизни. Ибо любовь – это неодолимое чувство гармонии. Гармония же – это целостность, органичность, единство всего на основании любви и добра. Гармония в произведении искусства – это наилучший порядок слов, красок, вещей, звуков, точно, просто и сложно выражающий душевное состояние мысли и чувства творца, – говорил он.

Идеи неотделимости живописи от других искусств, о чем со своими учениками беседовал Андрей Мыльников, были восприняты и Абдулзагиром Мусаевым в его педагогической деятельности. Как говорят студенты его мастерской, наставления учителя всегда бывают очень ценными и важными, в его присутствии хочется работать, показать себя с лучшей стороны. А в обучении искусству это — очень важный фактор.

Воспитать «вкус к живописи», «живописное чутье» всегда было одной из главных целей в мастерской Абдулзагира Мусаева. В природе все цветовые сочетания таятся глубоко, постановки же дают возможность выявлять их. Педагог определяет задачи на выявление конкретных колористических отношений, а также — на выяснение характера и своеобразия самой модели. <…> Мусаев придерживается мнения, что в школе должен существовать такой подход к постановкам, который бы развивал у студентов потребность проявлять свое отношение к тому, что он изображает. Однако педагог подходит к решению этого вопроса с необходимым чувством меры, подсказанным ему опытом. <…> Нельзя отступать в требованиях, считает Мусаев, от четкого соблюдения решения задач гармонического равновесия между передачей формы модели и ее живописной интерпретацией. Ибо если работать только над фактурой или только над светом, постепенно выбрасывается предмет. Художественная школа должна быть жесткой, но не должна быть костной. Она обязана воспитывать строгость в отношении к изображению человека, природы. Но при этом, в процессе изучения их закономерностей, необходимо оперировать всеми категориями изобразительного искусства. Ничего не должно выбрасываться из его арсенала: ни тон, ни фактура, ни пластика, ни композиция.

Композиция — главная составляющая художественного образования. Мусаев считает, что именно благодаря композиции можно увидеть внутренний мир студента, степень его развития, его интересов и личные качества. Он убежден, что точных и неизменных правил у композиции не существует. Нельзя, прочитав какое-то пособие, сразу понять, как нужно компоновать. Необходимо много знать произведений выдающихся мастеров живописи, анализировать их, и по ним изучать приемы, используемые художниками. С визуальным накопленным опытом формируется личный взгляд на возможности композиционной работы.

Студенты Мусаева много работают, и эта работа заключается не только в постижении законов живописи, рисунка и композиции, но и в работе над собой. Мусаев требует от студента развивать в себе не только дар художника, но и полноценную, всесторонне развитую личность. Он направляет учеников в их совершенствовании, советует, какую художественную литературу читать, какие фильмы смотреть. В литературе рекомендует читать классику, при этом, обращать внимание на художественные достоинства текстов. В кинематографе советует смотреть на то, как режиссер обыгрывает красоту местности, планы, позы, жесты героев. Художник любит повторять своим ученикам: «Режиссер — тот же художник, ему так же приходится строить кадр, создавать композицию».

В поисках тем и сюжетов своих композиций Мусаев ориентирует учеников на реальность, на то, что окружает человека вокруг. Но при этом старается направить поиски на положительное в жизни, чтобы студенты даже в грустном находили надежду на более светлое и доброе.

Мусаев за годы педагогической практики научился относиться к каждому ученику, как к неповторимой личности. Однако не скажешь, что он щедр на слова одобрения и похвалы. Одних слов «нормально», «в этом что-то есть», «может быть» ученикам бывает достаточно, чтобы понять, что учитель их похвалил за старание. Мусаев становится очень жестким по отношению к студентам, если видит лень, невнимательность, халатность, равнодушие к работе, в результате — к отсутствию профессионализма.

Становление «мастерской» Абдулзагира Мусаева было процессом длительным и, конечно, неоднозначным для художественно-графического факультета ДГПУ, бывшего всегда «кузницей» учительских кадров для общеобразовательных школ. Но на факультете большой процент студентов стремились выйти на «большую дорогу искусства», стать не просто учителями ИЗО, но и профессиональными художниками.

В 1983 году Мусаеву была предложена должность заведующего кафедрой живописи ДГПУ, где вокруг Абдулзагира Мусаева начинает складываться группа студентов, в обучении которых стал делаться акцент на развитие их творческих способностей. Они начинают работать по измененным программам, ставящим новые цели. Полностью меняется тематика дипломных работ, ориентирующая студентов на решение сложных композиционных задач сюжетной станковой картины.

В начале 1990-х создается группа из талантливых ребят, работающих в отдельной мастерской, по совершенно отличной программе, нацеленной на воспитание художников. Первыми учениками Мусаева, которые стали действительно художниками, а не просто учителями изобразительного искусства в школе, были — Сабир Гейбатов, Геннадий Кузькин, Тимур Мусаев, Нариман Дамаданов, Азиз Сулейманов, Мурад Халилов. Эти молодые люди, еще будучи студентами, открыли счет своим выставкам. С этими студентами Абдулзагир Мусаев работал по своей системе, основанной на принципах академической художественной школы.

<…> В 1997-1998 учебном году на художественно-графическом факультете ДГПУ был открыт специалитет, готовящий профессиональных живописцев, графиков, скульпторов. <…> Первый выпуск дипломников творческого отделения художественно-графического факультета состоялся в 2004 году. Свои произведения на суд государственной аттестационной комиссии вынесли живописцы мастерской Абдулзагира Мусаева. Наивысшую оценку получили четыре крупномасштабных полотна на темы из истории Дагестана: «Татаро-монголы у стен Дербента» И. Исмаилова, «Встреча Петра I в Тарках» И. Цгоевой, «Встреча Гази-Магомеда с шейхом Исмаилом» О. Пирмагомедовой, «Гольштинское посольство в Дагестане» Г. Султанова. В следующем году мастерскую А. Мусаева представляли картины «Пехлеваны» М. Абдусаламова, «Встреча» Р. Гасанова, «Театр кукол» З. Закарьяева, «Возвращение» М. Мустафина, » Эдыге» А. Нохманова, «Прощание с Дербентом» Н. Савельевой. Все полотна удивляли мастерством многофигурного композиционного построения, живописной гармонией и умением передать индивидуальные характеристики персонажей. С каждым последующим годом дипломные работы становились все более разнообразными по тематике, стилистике, формообразованию. Но в приоритете всегда оставалась тематическая картина — один из самых сложных, информационно насыщенных жанров изобразительного искусства.

Успехи подопечных давали основание Мусаеву гордиться своими учениками и верить, что поколение, идущее на смену, достойно того, чтобы стать преемниками наследия старших.

Мусаев говорит: «Я переживаю чувство гордости всякий раз, когда слышу от своих студентов фразу: Вы – мой учитель. Тогда после этого я осмеливаюсь называть их своими учениками. Для меня учитель это — мастер, обладающий талантом преподавать мастерство другим, умеющий вести вслед за собой к высшей цели. И если меня называют учителем, значит, мне удалось затронуть в их душах те струны, которые рождают творчество».

Многие из воспитанников мастерской Мусаева успешно реализуют себя в живописи, педагогической деятельности, науке, удостоены государственных званий и наград. Сегодня они достойно представляют Дагестан на зональных, региональных, всероссийских, международных художественных форумах, фестивалях, конкурсах, биеннале и являются цветом современного искусства республики.

Результаты педагогической системы Абдулзагира  Мусаева ранее были представлены на выставках «Педагог. Школа. Художник» (ДМИИ. 2010) и «Просмотр» (Театр поэзии. 2017). Огромное количество представленных постановок по живописи и рисунку, эскизов композиций, набросков, этюдов, дипломных проектов показали этапы восхождения к мастерству, раскрыли секреты овладения ремеслом. Выставки подтвердили, что в Дагестане сформировалась живописная школа, которую по праву можно назвать «школой Абдулзагира Мусаева».

Выставка, проходящая сейчас в «Первой галерее», демонстрирует конечный итог образования — дипломные работы. Многим художникам они открыли дорогу в сложный мир искусства, который не прощает авторам пренебрежения к «школе», отсутствия воображения, ограниченность кругозора. На выставке также представлены самостоятельные авторские произведения, созданные учениками мастера, оправдавшими надежды учителя, и подтвердившие право считаться выпускниками школы Абдулзагира Мусаева.

Наталья Мусаева, кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель искусств РД, почетный член Российской академии художеств.

Вернисаж 8 октября в 17:00. Выставка продлится до 31 декабря 2021 г.

Место: Галерея современного искусства Дагестана «Первая галерея», Каспийск, ул. Халилова, 5. Время работы с 14:00 до 18:00 ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Декораторы Жизни
Добавить комментарий