Скульптурная поэтичность Али-Гаджи Сайгидова

Имя заслуженного художника РФ Али-Гаджи Сайгидова достаточно известно в нашей республике, один из самых значительных и оригинальных мастеров своего времени. Он, как и его современники - скульпторы, преклоняется перед античностью и является живым носителем в эпоху, которая по-разному способствовала расцвету этого вида искусства.

Али-Гаджи Сайгидов - один из тех талантливых мастеров, который успешно работает как в классической скульптуре, так и в абстракции. Ему одинаково удачно удается проявить свой талант как в монументальных, так и в малых скульптурных формах.

Мемориальные композиции и камерная пластика его работ существенно изменяют, дополняют и углубляют наши представления о дагестанской пластике. Искусство Али-Гаджи - это во многом искусство первооткрывателя, но оно тесно связано с культурой предшествующих эпох. Он один из первых вписал "буквы" в книгу "Современная пластика Дагестана".

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_1

Трудность, как замечает сам скульптор, не в выполнении того или другого монумента, а в умении учиться мыслить. Вообще в искусстве много общих тем - темы материнства, любви, ожидания, рождения, встречи и другие. Но ведь творческие позиции мастеров совершенно различны. Тот ракурс, который избирает Али-Гаджи для своих героев, мог бы найти родственные условия и в живописном монументальном языке. В данном случае художника интересуют лишь те свойства, где кроется возможность чисто духовного их освоения человеком. Скульптура - это не просто форма, а ощущение, которое получаешь от формы.

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_6

Бытует такое изречение, что искусство заключено в пластике. Скульптор должен быть архитектором, чтобы правильно построить своё произведение, живописцем, чтобы распределить свет и тени, он должен быть ювелиром, чтобы отчеканить детали. Таким требованиям, пожалуй, соответствуют некоторые произведения Али-Гаджи. Это мемориальный комплекс "Памяти павшим салтинцам" в с.Салта, "Дагестанская мадонна" и "Аллея трёх имамов" (с.Гимры).

Лишь памятник "Мать и дитя" пока не нашёл своего "места" в городской среде. Кроме того, эта скульптурная композиция вызвала несправедливую бурю негодования среди так называемых «ценителей и экспертов искусства». Скульптор убежден, что он не только владеет азами и тайнами высокого профессионализма, но и приобщает его к современной популярной скульптуре, лишая при этом его "провинциальной" робости. Кстати, в памятнике "Мать и дитя" он преследовал эти цели. Любопытен сам факт, что многие работы Али-Гаджи трактованы в духе космополитической традиции.

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_4

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_5

Говоря о монументальной пластике, Али-Гаджи более последовательно идет в своем творчестве от конкретного факта, возможно, лично пережитых обстоятельств к обобщению, наверное, к выражению общих закономерностей жизни.

Не только мемориальном комплексе в с.Салта, но и создание памятника О.Батыраю и оформление интерьера Даргинского драматического театра в городе Избербаше, создание серии горельефов корифеям русской и дагестанской литературы для фасада Национальной библиотеки города Махачкалы и другие произведения напоминают нам, что в его творчестве понимание специфики пластического языка того или иного жанра становится более гибким. И именно у Али-Гаджи решения, найденные в станковой пластике, даже в малых ее формах, оказывают влияние на монументальные проекты. Кроме того, идут поиски новых путей участия скульптуры в синтезе искусств, а также включения ее в современную архитектуру. Пожалуй, характерным явлением времени является то, что скульптура уже не первое десятилетие выходит на открытый воздух. Но если раньше мы могли созерцать или равнодушно проходить мимо произведений, задуманных как станковые композиции, то сейчас мы видим и монументально-декоративные формы, и композиционные скульптуры, решенные в этом духе. И в этом заслуга Али-Гаджи.

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_3

Али-Гаджи избегает признанных тематических и интерпретационных образцов, общих для официального искусства, чему свидетельствует скульптурная композиция, посвященная "Русской интеллигенции", где за основу взят образ русской женщины - учительницы. Памятник установлен на набережной озера Ак-Гель в городе Махачкале.

В данной ситуации свою идею Али-Гаджи разрабатывает широко. Он создаёт не стилизованный, созерцательный образ, а вполне конкретный пластический объем высотой более четырех метров, полный статики. Именно статическое состояние, схваченное в своей конкретной характерности, становится необходимым условием, помогающим открыть образ "Женщины-учителя".

skulpturnaya-poetichnost-ali-gadzhi-sajgidova_2

Ещё одно монументальное произведение скульптора Али-Гаджи Магомедовича - памятник народному поэту Дагестана Йырчи Казаку, установленный на пересечении улиц И. Казака и Ярагского. А также на улице Магомеда Гаджиева установлен памятник Герою Советского Союза подводнику Магомеду Гаджиеву.

Это разные искания, как различны и их результаты. Но эти искания объединяет нечто большее и общее - забота скульптора о пластическом стиле, не только способном выразить обобщенное суждение о человеке и красоте человеческой, но и выразить это в форме, обладающей собственной пластической поэтичностью.

В выставочном зале Союза художников Дагестана проходит выставка, посвященная 70-летию Али-Гаджи Сайгидова, на которой представлены графические эскизы скульптора разных периодов его творчества, многочисленные скульптурные композиции, в том числе миниатюрные копии памятников.

Адрес: Республика Дагестан, Махачкала, пр. Расула Гамзатова, 113А. Телефон +7(8722) 67‑95-90

Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *