Былое отражение дагестанских адатов в кинематографе

«У кино – две функции: отображать окружающую реальность и создавать новое» - говорил Зигфрид Кракауэр, один из влиятельных теоретиков кинематографа, слова которого получили сегодня яркое подтверждение.

О том, что кино формирует зрителя, и оказывает влияние на общество ни для кого не секрет. Ведь кинематограф, как и искусство, во все времена мог отражать жизнь. У многих народов, наверняка, есть своё кино, отражающее быт, обычаи и особенности их национального менталитета.

СЕГОДНЯШНИЙ ЗРИТЕЛЬ НЕ ЛЮБИТ СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ СО СМЫСЛОМ, ФИЛЬМЫ С ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА, ФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ ИЛИ ЗАСТАВЛЯЮТ ДУМАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ

Если раньше кино всегда задавало вопросы, то сейчас оно прозрачными нитями манипулирует сознанием зрителя. А все потому, что в настоящее время кино у многих ассоциируется с непринуждённым отдыхом. Сегодняшний зритель не любит смотреть фильмы со смыслом, фильмы с историей своего народа, фильмы, которые задают вопросы или заставляют думать и анализировать. Уставшему после работы современнику, хочется экшена, спецэффектов, шуток которые отвлекут его от серых будней. И в этом вся беда, потому как, расслабляя свой мозг, они отказываются от чувств сострадания, осознания, одухотворенности, милосердия. И чем больше мы смотрим голивудские фильмы, тем меньше думаем об истории, культуре, адатах и обычаях своего народа. Об этих, теряющих актуальность фильмах, мы и поговорим.

Раньше, практически все фильмы были о любви. Соответственно, затрагивались и адаты по этой части. Например, в фильме «Тучи покидают небо» (единственный фильм, в котором все актёры – дагестанцы) можно увидеть, как парень бросает перед девушкой свой носовой платок, если девушка его поднимает – она согласна выйти за него замуж, нет – свадьбе не бывать. Есть в этом фильме и несправедливый адат празднования рождения первенца. Считалось, что рождение дочки не следует отмечать. И когда Касум разделил с соседом радость рождения его сына, и попросил гостей-сельчан в ответ отметить рождение его дочери, из всей толпы – нашёлся только один желающий.

byloe-otrazhenie-dagestanskix-adatov-v-kinematografe_1

byloe-otrazhenie-dagestanskix-adatov-v-kinematografe_4

byloe-otrazhenie-dagestanskix-adatov-v-kinematografe_5

 

В фильме «Горянка» показана несчастная судьба Асият, которая из-за строгости адатов аула потеряла былые отношения с родителями, особенно с отцом. Она просто не вышла замуж за человека, которого не любила. Так, поступок девушки оскорбил честь отца, который дал слово жениху. Также в фильме показана знаменитая традиция, где женщина бросает с головы платок, тем самым прекращая драку.

byloe-otrazhenie-dagestanskix-adatov-v-kinematografe_6

 

В фильме «Ожерелье для моей любимой» можно увидеть старинный аварский обычай подбрасывания папахи в окно невесте. Считалось, что если папаху девушка сохраняет - она согласна, если бросает обратно - нет. Бахадур бросил не папаху, а свою фуражку и она, как летающая тарелка, обратно прилетела к нему. Он не расстроился, ведь вскоре ему предложили другой путь к сердцу любимой.

byloe-otrazhenie-dagestanskix-adatov-v-kinematografe_9

byloe-otrazhenie-dagestanskix-adatov-v-kinematografe_8

 

В фильме «Адам и Хева» мы видим как Бекир (роль Фрунзика Мкртчяна) в порыве злости произносит трижды «Ты мне не жена» и по шариатскому закону теряет свою жену навсегда. И по адату, чтобы вернуть ее, ему приходится выдать замуж любимую за другого мужчину.

byloe-otrazhenie-dagestanskix-adatov-v-kinematografe_9

byloe-otrazhenie-dagestanskix-adatov-v-kinematografe_10

byloe-otrazhenie-dagestanskix-adatov-v-kinematografe_11

В этих фильмах можно найти национальные особенности каждого из народов Дагестана. Самые интересные, и необычные традиции нашей страны гор и горы языков – прекрасно представлены в синематографе.

Кстати во всех этих фильмах, сценаристами были дагестанские писатели и поэты. Практических во всех, музыка была создана дагестанским композитором Мурадом Кажлаевым. Эти фильмы смело можно назвать национальными картинами, показывающими быт и обычаи народов нашей республики.

В заключении хотелось бы сказать, что сейчас, дагестанский кинематограф не столь развит как ранее. Возможно, такого рода картины больше не снимут. Плюс ко всему, молодежь все чаще смотрит и интересуется американскими комиксами и японским аниме. И единственное, что мы можем сейчас сделать, это не забывать о тех редких старых фильмах, которые показывают нам жизнь и адаты нашего многонационального народа.

 

Текст: Зулгижат Омарова

Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *