Муса Оздоев. Балет — дело тонкое

Махачкалу, по праву можно назвать столицей балета Кавказа. И связано это с работой самого яркого кавказского балетмейстера Дагестанского театра оперы и балета – Мусы Оздоева. С которым, мы решили познакомиться поближе и поговорить о карьере балетмейстера, поэзии, об уже представленных дагестанскому зрителю постановках и предстоящих премьерах.

 

«Жди меня» очень сильное произведение, которое несет в себе большую любовь, и нам хотелось, в своей постановке, отразить весь тот замысел автора вложено им в каждую сточку этого стихотворения.

// Оздоев Муса Хазботович

Художественный руководитель Дагестанского государственного театра оперы и балета, Заслуженный артист РФ, Народный артист Республики Ингушетия, Народный артист Республики Дагеста

balet_delo_tonkoe_1

Постановки Мусы Оздоева наверняка знакомы большинству дагестанцев. Его карьера в республике началась в июле 2003 года с премьеры первого дагестанского балета «Горянка» по поэме Расула Гамзатова. Именно с этого времени Дагестан охватил балетный бум. Он ставит спектакли в разных музыкальных жанрах, со своим особым виденьем балетного искусства. Его по праву можно назвать основоположником дагестанского балета.

– Как Вы начинали карьеру балетмейстера в Дагестане? И как шел набор кадров для первой балетной постановки на дагестанской сцене «Горянка»?

Это был синтез национальной пластики и современного классического балета, что создавало особый колорит.

– В Дагестан, меня пригласили в 2003 году, и предложили поставить балет по поэме Расула Гамзатова «Горянка», на музыку классика советской музыки Мурада Кажлаева. В то время в Дагестанском театре оперы и балета числились артисты ансамбля «Лезгинка», на коллектив который и нужно было ставить спектакль. Ну, «Лезгинка», так «Лезгинка», подумал я и начал работать. В процессе работы я несколько раз встречался с Расулом Гамзатовым, спрашивал, можно ли сократить его произведение, переделать некоторые сюжетные ходы. Мне было как-то неудобно менять что-то в произведении без разрешения автора, это неэтично. Он дал мне полную свободу действий, сказав: «Делай, как считаешь нужным». Постановка была завершена в достаточно короткие сроки – 37 репетиционных дней. Все, что от меня требовалось, удалось воплотить на сцене. Это был синтез национальной пластики и современного классического балета, что создавало особый колорит. Для меня постановка трехактного балета была на тот момент дебютной. Сразу после «Горянки» я начал работать над мюзиклом «Колесо жизни» для Лакского музыкально-драматического театра и параллельно с этим занимался постановкой в проекте Карена Мкртчяна «Денеб – новая звезда». С 2005 года, являюсь художественным руководителем балетной труппы Театра оперы и балета, и с этого момента мы вплотную закладываем базу классического, современного модерн-балета Дагестана.

balet_delo_tonkoe_9

balet_delo_tonkoe_8

Хореографический номер в исполнении ведущих солистов балетной труппы театра Арсена Курбанмагомедова и Джамили Ахмедовой. Творческий вечер, посвященный 60-летию Мусы Оздоева.

– Насколько изменился уровень дагестанского балета за последние годы?

На сцене должна быть правда жизни. Она, девушка – воплощение красоты всей женской половины человечества, а он, юноша – мужественности.

– Окончательно, в Дагестан я переехал в 2006 году, после своей четвертой постановки «Имам Шамиль». Начинать, как говорится, всегда тяжело. В Дагестане тогда со многими приходилось разговаривать и убеждать, что в слове «балет» нет ничего постыдного. Надо было самому показывать, прыгать и скакать. Это сейчас уже стало легче работать. Я сам приверженец эстетики. На сцене должна быть правда жизни. Она, девушка – воплощение красоты всей женской половины человечества, а он, юноша – мужественности. Должно присутствовать поэтическое воплощение юношеской надежды. Мы начинали со спектаклей «Имам Шамиль», «Солнечный диск», «Энигма». Это абсолютно разные постановки по жанру. Их выбор не случаен. Мы хотели показать, что языком балета можно передать любую этнику, любой жанр, любое направление.

balet_delo_tonkoe_10

balet_delo_tonkoe_6

Хореогафическая драма «Имам Шамиль».

– Как вам это удается соединять различные направления в театральном и хореографическом искусстве?

Все для того, чтобы человек пришел, отдохнул и смог многое прочувствовать.

– Не то чтобы удается, это идет по наитию. Стиль пластики должен быть разным, почерк один, но свой. Мы подготовили для зрителей шоу-балет с тиле модерн «Чарли – великий маг», чтобы показать, что в балете место не только трагедии. В нем присутствуют юмор, легкость, романтика, весна. Все для того, чтобы человек пришел, отдохнул и смог многое прочувствовать. В этой постановке звучат многие известные зарубежные хиты ХХ века, есть несколько прекрасных дуэтных танцев. Танцы – это заряд, положительная энергетика.

balet_delo_tonkoe_2

balet_delo_tonkoe_4

Шоу - балет в стиле модерн "Чарли великий маг". Чарли -Э.Ильясов

– Как обстоят дела с кадровым составом балетной труппы в театре?

Молодежь надо направить на правильный путь, увлечь во все позитивные стороны жизни.

– Те 16-18- летние девушки и юноши, которых я набрал в 2005 году, сегодня серьезно поднялись профессионально – это Арсен Курбанмагомедов, Аида Курбанмагомедова, Муртуз Гаджиев, Эльдар Ахмедов, Бадрижат Адамова, Зарина Амаева, Дженнет Гаджиева, а все благодаря кропотливой работе, неимоверному физическому труду, энергии и желании самих соучастников этого процесса. Именно с этими артистами я начал создавать балет в Дагестане. Молодежь надо направить на правильный путь, увлечь во все позитивные стороны жизни. И говорить об этом!

balet_delo_tonkoe_12

balet_delo_tonkoe_14

– Что для Вас есть поэзии?

Иногда именно стихи вдохновляют на постановку.

– По моему мнению, для режиссера – балетмейстера очень важно хорошо знать не только музыку, но и литературу. Сам, я прочел почти все 200 томов Библиотеки Всемирной Литературы. Из поэтов мне ближе всего Лермонтов, но в разное время был сильно увлечен лирикой Маяковского и сонетами Шекспира. Иногда именно стихи вдохновляют на постановку.

– «Жди меня» - яркая постановка, которая получился очень проникновенной.

Стихотворение «Жди меня» очень сильное произведение, которое несет в себе большую любви.

– Да, действительно, у нас состоялась премьера балета «Жди меня», поставленного нашим театром в честь 70-летия Победы в Великой отечественной войне, и к 100-летию Константина Симонова, чье стихотворение стало основой балета, его стержнем. Это совершенно другой пласт, другая эпоха, символика, где свое отражение получила тема наших отцов, дедов и прадедов, которые погибли на войне. Стихотворение «Жди меня» очень сильное произведение, которое несет в себе большую любовь, и нам хотелось, в своей постановке, отразить весь тот замысел автора вложено им в каждую сточку этого стихотворения. В звуковой ткани балета используется музыка Виталия Гевиксмана, популярные песни и мелодии 30-40-хх годов, а также написанные позже песни о войне. Солистка театра оперы и балета Евгения Калинтеева исполнила пронзительный номер под голос Константина Симонова.

balet_delo_tonkoe_5

Балет “Жди меня”

balet_delo_tonkoe_7

Балет «Поэт и муза»

– Над какими постановками Вы работаете сейчас?
– Сейчас, у нас в разработке балет «Мцыри» на музыку Андрея Балачивадзе, в связи с чем, мы обратились к грузинским коллегам с просьбой прислать ноты. Если нашему театру позволят финансовые средства, возможно, в будущем у нас получится сделать еще 3 балета по произведениям Лермонтова.

– Основные ценности Вашей жизни?
– Для меня основное в жизни – семья. Второе – это творчество.

 

Творческий вечер Музы Оздоева

 

Текст: Рая Бийболатова
Фото: пресс-архив Театра оперы и балета,
Гаджикурбан Расулов, Геннадий ВикторовВладимир Севриновский
ПОДЕЛИСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Читайте также: